Тема современного казачества в России всё чаще попадает в топ новостей отечественных СМИ по разным поводам: и стычки с православно-казачьими патрулями в различных городах, и их отдельные акции, и конфликт с оппозиционером Алексеем Навальным, и громкие заявления некоторых атаманов. И уже многие связывают казаков с чем-то исключительно русско-православным. Однако в российское казачество свою лепту, причём довольно весомую, вносили и мусульманские народы, например, башкиры и мишари. В дискуссию о казачестве включился и представитель соседней республики - Башкирии. Руководитель военно-исторического общества «Северные амуры» Ильдар Шаяхметов рассказал любопытные подробности о том, как казаки-мусульмане давали деньги на православную святыню, строили мечеть в Москве и почему татарам не место в казачьих рядах.
На службе у государя
— Ильдар Гиндуллович, расскажите для начала предысторию возникновения башкирско-мещерякского войска. Как оно формировалось?
— Нужно обращаться к источникам. Вообще, башкиры издревле славились своими военными традициями, участием во многих военных походах России. В «Военной энциклопедии башкир» говорится, что Башкиро-мещерякское войско официально сформировано с 1798-го как иррегулярное национальное войско. Башкиры и мишари служили на 4 дистанциях Оренбургской линии. Войско подчинялось Оренбургскому военному губернатору и командующему Отдельного Оренбургского корпуса. Командный состав комплектовался из армейских штаб-офицеров, а кантонное (то есть в местах постоянной дислокации) и походное начальство – уже из башкир и мишарей. На службу призывались мужчины 20-50 лет. Длилась такая служба изначально 6 месяцев. Сами башкиры обеспечивали своих воинов одеждой и лошадьми. Постепенно и частично башкиры и мещеряки начали облагаться денежным сбором взамен несения ими военной службы. При этом численность состава постоянно менялась в сторону увеличения. Так, если в 1850 году там насчитывалось 546 тыс. человек, то через восемь лет – 834 тыс. Тогда башкиры составляли 83%, мишари – 17%. В военное время войско выставляло 30 конных полков. С 1855 года в состав войска включили 266 тыс. тептярей и бобылей.
— В каких известных сражениях они особенно отличились?
— С момента добровольного присоединения к Русским землям на основании договора и ярлыков с Русским государством наши предки-башкиры участвовали во всех войнах против внешних врагов России. Это и против польских конфедератов в составе ополчения Минина и Пожарского (там был отряд в 1000 конников), и при Петре I против шведов, и в Азовской битве против турков, в Польской кампании. Особенно они были заметны в кампаниях против Наполеона, в том числе в Отечественной войне 1812 года и последующих заграничных походах: в 1812 году – Смоленское сражение, Бородинское, при Мире и Красном, на Березине, под Варшавой, в Битве народов Дрезден-Лейпциг, при Лионе, Бриенне, Фер-Шампенуазе, Франкфурте-на-Майне, Краоне, Реймсе. Вместе с другими казаками башкиры освобождали Голландию. Домой они вернулись только в 1815 году.
Казаки-магометане
— Получается, что башкиры и мишари были приравнены к казачьему сословию? Какое положение они занимали среди казаков?
— Должен сказать, что понятие и название этносов как мишари и тептяри – это сугубо историческое явление в пределах исторического Башкортостана. К другим регионам это практически не относится. В кантонное время управления, 1798-1863 годы, наравне с вотчинниками-башкирами к ним приравнивались живущие вместе с ними в селениях припущенники-мишари и тептяри. Край был многонациональным, хоть народов было не так много, как кажется на первый взгляд. Мишари платили за землю ясак и пользовались правами башкир. А тептяри – это, скорее, многонациональное сословие, приниженное в статусе (например, за участие в восстаниях). В состав припущенников (ссыльных) входили вчерашние вотчинники-башкиры, чуваши, черемисы, бобыли, мишари, мари – они платили ясак за аренду земли вместо башкир и тоже обязаны были подниматься на войны вместе с башкирами. Все как один создавали свои иррегулярные (то есть временно призываемые в случае войны) полки. И приравнивались к казакам, и пользовались всеми правами казачьих полков, например, как донские казаки или оренбургские. Они никак не притеснялись другими казаками – ни на религиозной почве, ни по происхождению. Так же они исполняли все обязанности военного времени, управлялись своими командирами и подчинялись военному губернатору края.
— Какие народы, помимо башкир и мишарей, тоже имели свои национальные формирования в казачьих войсках?
— В иррегулярных войсках самыми многочисленными были донские казаки (50 полков). Среди нерусскоговорящих народов России в 1812-14 годах в иррегулярных войсках (казачьи полки и ополченские формирования) были башкиры (они были вторыми после донских казаков: 20 номерных боевых конных полков и еще 6 безномерных ремонтных полков, а также 2 полка для перегонки подаренных башкирами для русской армии 4139 голов лошадей. Итого – 28 полков). За ними идут формирования из живущих только на территории современного Башкортостана: такие народы, как мишари (2 конных полка) и тептяри (2 конных полка). Отмечу, что они сформированы только в пределах современного Башкортостана, они не относились к Казанской губернии. С ними наравне идут ставропольские крещенные калмыки (2 конных полка). Калмыки-буддисты не участвовали в военных формированиях. Далее идет один крымско-татарский конный полк (не путать с казанскими татарами!). В малом количестве, больше для политического воздействия на противника, чтоб показать, как поднялись все народы России и приграничное население, был и киргиз-кайсакский (сборный) отряд – 500 человек (киргиз-кайсаками в царской России называли казахов — прим. ред.). К ним приравнивается Московское ополчение из крестьян Подмосковья (1000 человек) и около 100 человек – отряд из казанских государственных крестьян. Кстати, казанское дворянство мало вложило средств и усилий. Далее следовала одна сотня черноморских казаков. Вот такая в целом и была Русская иррегулярная армия, сформировавшаяся в кратчайшие сроки в 1812 году для усиления Главной регулярной армии.
Кто построил мечеть в Москве?
— Были ли мусульманские отряды или сотни в среде казаков?
— Войска и полки не делились на религиозной почве. Религия была у каждого внутри, в душах. Народ сражался с врагами общего Отечества и в казачьих, и в ополченских отрядах. Религиозные чувства не притеснялись.
А так, среди христиан-казаков жили и служили мусульмане. Впрочем, и среди мусульман были христиане. Например, в каждом башкирском полку были командиры из гусарских, оренбургских и драгунских полков – русские обер-офицеры, которые имели опыт командования. При них оставались башкирские полковые командиры, знающие русский язык, и никаких разногласий не было. История на этой почве кризисов не знает. Кроме того, все башкиры, киргиз-кайсаки, крымско-татарские воины – все мусульмане в своих подразделениях имели полковых мулл, которые выполняли шариатские каноны, воспитывали казаков, организовывали панихиды и другие обязательные нормы.
Взаимоуважение было полное, так как все преследовали общую цель – победить врага. Например, когда в Москве французы сожгли Донской монастырь, то, будучи в Москве и на Бородинском сражении, 1-й башкирский полк собрал 1000 рублей ассигнациями и отдал всю сумму для восстановления этого христианского храма! Конечно, там спросили: «Почему же вы, башкиры-мусульмане, отдаете храму другой религии большие средства?». Командир ответил: «Бог один! Перед Аллахом все мы равны. Беда соратников – наша общая беда. Мы сейчас видим, что наши христиане больше нуждаются в помощи!».
Точно так же башкиры основали в Москве мечеть, которая до сих пор является самой старой московской мечетью. Или вот еще случай: оставшийся в Московском гарнизоне Первый мишарский полк (предки современных татароязычных граждан Башкортостана) продолжил строительство и восстановление той самой мечети до конца 1814 года, пока они там несли службу. Башкиры особенно демократично относились к религиозным чувствам других народов, проявляя глубокое уважение, но и не роняя свою мусульманскую идентичность. Интересных воспоминаний и поучительных фактов достаточно много.
Возрождение башкирского казачества
— Расскажите, сохранилась ли преемственность башкирского воинского духа после революции?
— Историческая и генетическая преемственность ярко проявляется в самых переломных моментах истории. То же самое происходит и сейчас с башкирским народом. Мы живем с исторической памятью, и эта память в цивилизации несет нас в будущее. Эта память выдвигает своих сыновей и лидеров. Народ с исторической памятью всегда находит пути решения в критических моментах. Например, башкиры первыми среди российских народов, кроме русских, отвоевали и провозгласили 99 лет назад (в 1917 году) первую автономию во главе с молодым Ахмет-Заки Валидовым и его соратниками, оплатив своей кровью, потом и людскими национальными ресурсами, жертвами. Благодаря исторической памяти, когда в 1941 году враг снова стоял у порога, народы Башкортостана сумели сформировать 4 конных дивизии – это 74-я, 76-я, 112-я, 113-я. Ни одна республика столько не организовала. Соседний Татарстан не смог выполнить поставленную ГКО задачу – создать татарскую дивизию. Феноменом может быть только то, что историческая и генетическая память воинской службы у башкир проявляется в самые кульминационные периоды жизни. Вот почему 112-я Башкирская кавдивизия стала среди этих дивизий самой прославленной. Из ее рядов вышли 78 героев Советского Союза, 5 полных кавалеров ордена Славы. Это рекорд среди сухопутных войск в Красной армии в 1941-45 годы.
Башкиры свою борьбу за самопровозглашение вели не изолированно от других соседних народов, а, имея свою глубокую и славную древнюю историю, опирались на реальную базу, на память. В эту борьбу активно привлекали и соседние народы, показывая пример, вместе выступали против царских притеснений в XVI-XVIII веках. Пугачевское восстание и другие об этом говорят. Как инициативное начало – они были башкирские, национальные, а по характеру ведения, тактике – общие. Те же проблемы касались и малых народов. Башкиры, имея свои конные отряды, могли и противостоять, и выступать вместе с Москвой. Башкиры же вотчинники, по сути, дворяне от рождения, хозяева на своей исторической земле. Вот это чувство хозяина, ответственность за будущее делают народ сильным и отважным. Благодаря этому другие народы: татары, чуваши, марийцы, казахи, киргизы – уже смогли приобрести свою государственность. Народы, вооруженные башкирским примером и поддерживающие этот закон природы и общества, до сих пор живут. А те, кто упустили и забыли этот постулат, уже канули в историю. Говоря о башкирах, мы не ставим их как сверхсильных и сверхмощных супергероев. Просто внутри народа живет историческая память, которая является стержнем.
— Насколько успешно сейчас идет возрождение башкирских казачьих формирований? Кроме «Северных амуров» кто-нибудь этим занимается?
— Сегодня мы живём в других измерениях, в иных, чем 100 лет назад, условиях. Говоря о возрождении казачьих формирований, нужно понимать, что это культурно-историческое возрождение такого понятия, а не в прямом прикладном значении. Мы уже не живем в кантонно-казачьих условиях. Военные формирования создавать нет нужды, это осталось в анналах истории. Мы сегодня возрождаем историческую память и применяем в культурном-просветительском деле. Создание военно-исторических клубов, патриотическо-подростковых клубов – тому пример. Военно-исторический клуб «Северные амуры» – это тоже восстановление памяти, и эта память служит современникам. Наша задача – не создание военизированных формирований, а изучение, реконструкция исторических фактов, пропаганда ярких и славных страниц истории, которыми могут гордиться народы, участие в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Сегодня «Северные амуры» – это общественное движение, которое включает два военно-исторических клуба: 1-й Башкирский конный полк «Любизар» и «Уфимский конный полк». Эти два клуба изучают историю в широком диапазоне: от 1812-1814 до 1917-1919 и 1941-45 годов.
— Попадают ли башкиры под государственную программу по возрождению российского казачества?
— Башкирский народ без исключения попадает в эту программу и даже имеет право восстановить современную общественную, культурно-просветительскую и служебную организацию, аналогичную историческому башкирско-мещерякскому войску. Кстати, в 2018 году ему будет 220 лет. А башкирское войско еще старше. Это два названия одного формирования в разных веках.
— Входят ли башкиры в Госреестр казачьих обществ РФ?
— Да, входят, только вопрос должен звучать так: «Есть ли в Республике Башкортостан реестровое казачье общество?» Такое объединение имеется: Бельское казачье общество города Уфы Северо-западного окружного общества Волжского казачьего общества (атаман – Хабибуллин Илгам Зульфарович). Есть казачье общество и в городе Мелеуз.
Исторически мы имеем право возродить башкирское войско. Но сегодня жизненно-политические условия другие, и нет смысла его реанимировать. Однако если будут условия, то башкирский народ его возродит в какой-нибудь форме, как это было в 1941 году. Казачье общество сегодня по большому счету занимается патриотическим воспитанием, помогает в охране внутреннего порядка, как дружинники.
Неприятное историческое явление
— Как вы, Ильдар Гиндуллович, относитесь к идее возрождения татарского казачества?
— Этот вопрос вообще исторически и фактически не имеет основания и предпосылок. Нет исторического обоснования такого словосочетания. В истории были ясачные татары, торговые татары, а сами татары никогда в казачьем сословии не были. Нет этого понимания и состояния души в сознании данного народа. Не стоит играть в такие игры и эксперименты ставить. У татарского народа своя миссия, достойная его, и это тоже достояние человечества.
Почему казачества и военного общества у татар не может быть? Есть исторический прецедент: был неудавшийся некий Татарский конный полк в постпетровские времена, сформированный из сыновей казанских дворян. Это одно из неприятных явлений и редких случаев военной истории русской армии! Его декоративно даже невозможно создать, и вспоминать не принято. Полк при его начальном формировании сразу не смог оправдать надежды Русской армии, хотя ждали много от них, готовили, как гвардию одевали. Сыновья Казани, бросив знамя полка, в первый момент атаки противника (поляков) сразу разбежались и проиграли сражение. В итоге его расформировали. После этого ни разу уже не ставили такой вопрос, навсегда вычеркнули такую возможность, изучили все предпосылки и психологическую характеристику. Это в Генштабах в спецкурсах сегодня только в служебном порядке передается. Такую же картину повторили туркменские кавалеристы в 1942 году.
В обоих случаях произошла одна ошибка: слишком эмоционально-личностный уровень увлеченности и ненадежность воинов, непригодных к суровым условиям, увлекшихся ортодоксальной исламской религией. Во время атак и военных действий воины совершали свои обряды: читали «Ясин» по умершим, прощались, вместо того, чтобы яростно сражаться с врагами. По сути, они нарушали заветы священного Корана. Во время сражений надо сражаться, а обряды выполнять в другое время, если сам останешься живым. Этого люди забывали. Горькая и поучительная правда.
«Бутафорскими нарядами никто не одевается»
— Поведайте нам немного об обществе «Северные амуры». Кто в нём состоит? На чём держится?
— «Северные амуры», именно так назвали башкирских батыров европейцы, увидев их с луками, на первый взгляд суровые, но при этом очень добродушные и приветливые. В нашем движении состоят те, кто считает себя потомками тех славных воинов. Занимаемся пропагандой, изучением своих предков, патриотическим воспитанием. Вот такие современные «Северные амуры». Возглавляет его ваш покорный слуга. Состав многонациональный, но в основе – башкирский народ. Есть в клубе и 1-й Тептярский конный полк, 1-й Мишарский конный полк. Имеются отделения в Германии (Лейпциг), в Польше, Словакии, в Ростовской области. Все активно участвуют в мероприятиях. Чаще всего связываемся по электронке.
Как клуб мы в республике не имеем аналога. Мы охватываем эпохи от 1812 года до Великой Отечественной войны.
А мероприятий очень много, все не перечислишь. Представляем Башкортостан на фестивалях, каждый год участвуем в военно-исторических реконструкциях, фестивалях Битвы народов в Лейпциге. На днях, 28 мая, участвовали в параде этнокостюмов в Уфе в рамках фестиваля «Сердце Евразии». Мы прошли на конях в полном снаряжении по улицам города. 15 июля проведем Фестиваль-конкурс «Мэргэн Уксы» («Меткий стрелок») в Гафурийском районе Башкортостана. Занимаемся восстановлением традиционного башкирского лука. Поддерживаем крепкие связи с киргизами, казахами, венграми, польскими мастерами.
Формируются потихоньку и свои традиции. Например, ко мне как к руководителю ребята, весь личный состав, обращаются «Ильдар-турэ». А я к ним – «туган». Например, «Тимур-туган». Это в традициях башкирского народного исторического обращения. Организовываем тематические аллеи, мини-сады. Нас знают и ждут во всех европейских крупных фестивалях, даже не успеваем участвовать.
Что приятно, наши мероприятия посещает и глава республики. Работаем совместно с минкультом. Осенью 2015 года мы обратились в правительство с просьбой о пересмотре сабантуев, чтобы там больше обращать внимания на народные игры, этносостязания, конные мероприятия. Наши инициативы всегда воспринимаются позитивно.
Многие европейцы нам говорят, что мы счастливые потомки своих предков, с богатейшей и славной историей. Мы стараемся изображать своих прямых предков. В своих походах соблюдаем шариатские каноны, обряды по мере сил. В наших рядах есть люди, кто соблюдает все заповеди Корана, совершает пятикратные намазы. Имам Гиндулла Шаяхметов (отец Ильдара Шаяхметова – прим. ред.) три раза побывал с нами на Бородинских мероприятиях – в 2012, 2013, 2014 годах.
— Ильдар-турэ, я правильно понимаю, что вы принимаете в свои ряды, скажем, татар и представителей иных народов?
— Принимаем без национальных ограничений. Национальное происхождение – не проблема. Вот бакалинский учитель истории Демьян Матвеев заинтересовался нашим клубным делом, мы ему порекомендовали возглавить тептярскую секцию. Он переоделся на свои средства в тептярский казачий мундир и своих учеников в школе воспитывает такому духу. Мишарский парень Кашфеттинов – типаж тоже выразительный. Ему я сам предложил организовать мишарское подразделение, заметив в глазах огонек. Его очень давно знаю: правильный парень. Он с нами побывал в Лейпциге. Это смелый, сильный и уверенный наездник. Всех «суровых» коней ему доверяем. Разногласий на национальной почве ни с кем нет.
Нужно иметь в виду, что участвовать в нашем движении – весьма кропотливое и даже дорогое удовольствие. Ведь все атрибуты, костюмы человек сам добывает или изготавливает, чинит и ремонтирует, одевается за свой счет. Из театров бутафорскими нарядами никто не одевается. А это очень интересно. Засосет – и уже не выйдешь. И проявить себя можно по-разному: как исторически костюмированный участник мероприятий, как сочувствующий, корреспондент, фотограф, шеф-спонсор, меценат… Вариантов много. Можно далеко жить от клуба, но при этом в чем-то помогать. Ограничений особо нет, разве что рецидивисты, хулиганы-воры, тунеядцы и пьяницы нам не нужны.
Тимур Рахматуллин, фото-архив Ильдара Шаяхметова
Страницы ВОВ - рукопашный бой
«Кто в рукопашной не дрался с русскими, тот войны не видал».
В подавляющем большинстве случаев «в штыки» на войне первыми бросались именно наши бойцы. Для немецко-фашистских войск, напавших на СССР, умение красноармейцев драться штыками, ножами и саперными лопатками оказалось такой же неожиданностью, как танк Т-34, «Катюша» и русские снайперы
Единый комплекс
Финская война показала, насколько важным является обучение красноармейцев приёмам рукопашного боя. В результате реформы советских сухопутных сил, прошедшей перед ВОВ, стрельба, метание гранат и штыковой бой были объединены в единый комплекс. Позднее уже в сражениях с фашистами, особенно в городских условиях и в окопах, этот опыт был обобщён и усилен.
Генерал-лейтенант Герасимов так описывал тактику штурма укрепрайонов противника:
С дистанции 40-50 метров атакующая пехота прекращает огонь, чтобы одним решительным броском достичь траншей противника. С дистанции 20-25 метров она применяет ручные гранаты, метаемые на бегу. Дальше следует выстрел в упор и поражение врага холодным оружием.
О подробностях предвоенной подготовки к рукопашному бою рассказывал боец НКВД Ковшарь Яков Фёдорович:
«Каждому бойцу важно не только знать, но и уметь владеть штыком и руками в рукопашном бою с врагами. Сам я начинал свою солдатскую службу ещё в 1935 году. Окончил курсы младших командиров и был направлен в особый стрелковый полк глубинной фронтовой разведки. Учили нас хорошо. С рукопашным боем у нас тоже подготовка была поставлена хорошо. Два раза в неделю мы ходили на «бокс» - состязались в перчатках, привыкали к ударам. Самые крепкие могли выдерживать до пяти ударов одновременно. Через три месяца мы научились не бояться ударов и тогда нас стали учить броскам. Бросали и вправо, и влево, и через спину, и с захватом».
Спецподготовка – в массы
Катастрофа 1941 года привела к значительным потерям Красной Армии. В то же время были выявлены и сильные стороны наших Вооруженных сил. Выяснилось, что в рукопашных боях солдаты вермахта уступали подготовленным красноармейцам. Кипевшие до войны споры о том, что штык потерял свою актуальность, показали правоту тех военных специалистов, которые всё ж настояли на массовом обучении навыкам его владения. Было даже выпущено специальное наглядное пособие генерал-майора А.А. Тарасова «Уничтожай врага в рукопашной схватке», которое было направлено во все части, где шла ускоренная подготовка мобилизованных бойцов.
Смертельный и коварный враг Вашей Родины - германский фашизм - до зубов вооружён огневыми и техническими средствами войны, - писал в предисловии Тарасов. – Вместе с тем немецко-фашистские полчища избегают встречи с нами в рукопашных схватках, ибо наши бойцы показали, что не было и нет им равных по отваге и ловкости в рукопашном бою. Но с техникой и тактикой врага нам надо серьёзно считаться. Поэтому в боях с лютым нашим врагом:
- передвигайся быстро и скрытно,
- бросай гранату далеко и метко,
- бей штыком и прикладом крепко.
На кадрах кинохроники можно видеть, как ополченцев учат колоть на бегу, однако в первой половине войны чаще всего приходилось уничтожать фашистов другим приёмом - в своих или в окопах противника наносить точный удар штыком в горло. Но самым грозным оружием нашего бойца была сапёрная лопатка. Особенно хорошо ею владели вступившие в ряды РККА колхозники и многочисленные строители, которым до войны частенько приходилось работать плотницкими топорами. Их удары были слитные, резкие и порой настолько сильные, что перерубали конечности, не говоря о разбитых головах. Похоронные немецкие команды после рукопашных боёв часто видели своих солдат с раскроенными черепами.
Лицом к лицу
Так называется книга командира 181-го особого разведывательно-диверсионного отряда Северного флота Виктора Леонова. Ему и его бойцам пришлось вступать в многочисленные рукопашные бои с наиболее подготовленными солдатами горнострелковых частей вермахта. Меж собой красноармейцы их называли егерями. Речь шла о немецкой элите, состоящей, как правило, из молодых физически крепких солдат ростом не менее 176 см. Эти немцы были обучены сражаться в суровых климатических условиях и прекрасно владели техникой единоборства. Однако и фашистские егеря не могли противостоять нашим разведчикам-диверсантам.
Вспыхнул и разгорелся необычный, редкий по своей напряжённости и внезапности бой, – вспоминал Леонов. - Это была та смертельная схватка, когда в ход идёт и кулак, и холодное оружие, и подвернувшийся под руку булыжник. Я увидел Андрея совсем близко, притаившимся за большим камнем. По другую сторону камня два егеря ожидали его появления. Короткий выпад вперед, затем обманное движение, и вот уже свалился один егерь, сшибленный ударом приклада. Но, падая, он подсёк Андрея, и тот растянулся на скользком камне. К нему тотчас же устремился другой егерь. Я вскинул автомат, но дал очередь вверх, увидев позади егеря Тарашнина и Гугуева.
Рослый егерь уже занёс винтовку над распластанным на земле разведчиком. Я не видел, как Андрей птицей мотнулся в сторону, но услышал лязг приклада о камень. Винтовка вывалилась из рук егеря, и он нагнулся, чтобы поднять её. В это мгновенье я прыгнул через камень и ударом приклада автомата оглушил фашиста.
По словам дважды героя Советского Союза Виктора Леонова, часто егеря и наши бойцы во время сближения не стреляли друг в друга, предпочитая короткие и яростные схватки. Причина крылась в рельефе местности, позволяющем скрытно подойти к противнику. И наши, и немцы выходили навстречу практически вплотную – на расстоянии двадцати метров. Пред схваткой красноармейцы всегда презрительно и зло улыбались, заставляя фашистов нервничать и думать, нет ли здесь подвоха.
«…Улыбка и тельняшка стали нашим оружием. Враги не выдерживали этого давления на психику», - говорил командир разведчиков.
В окопах Сталинграда
Вспоминая европейские компании, солдаты вермахта всё чаще в разговорах между собой и в письмах домой высказывали мысль: «кто не дрался с русскими в рукопашной схватке, тот не видел настоящую войну». Перестрелки, артиллерийский огонь и бомбардировки, изнурительные марши по грязи, голод и холод не шли в никакое сравнение с короткими и яростными схватками, в которых выжить было практически невозможно.
«Мы сражались 15 дней за один дом, используя миномёты, гранаты, пулемёты и штыки, - писал в письме домой немецкий лейтенант 24-й танковой дивизии, участник Сталинградской битвы. - Уже на третий день в подвалах, на лестничных клетках и лестницах валялись трупы 54 моих убитых товарищей. «Линия фронта» проходит по коридору, разделяющему сгоревшие комнаты, по потолку между двумя этажами. Подкрепления подтягиваются из соседних домов по пожарным лестницам и дымоходам. С утра до ночи идёт непрерывная борьба. С этажа на этаж с почерневшими от копоти лицами мы забрасываем друг друга гранатами в грохоте взрывов, клубах пыли и дыма, среди куч цемента, луж крови, обломков мебели и частей человеческих тел. Спросите любого солдата, что означает полчаса рукопашной схватки в таком бою. И представьте себе Сталинград. 80 дней и 80 ночей рукопашных боёв. Длина улицы измеряется теперь не метрами, а трупами...»
Статистика рукопашных боёв показывает, что в Великую Отечественную войну в восьмидесяти процентах схваток инициаторами были именно наши бойцы.
Судьба казачья
Жизнь и необычайные приключения казака Тимофея Ящика.
Мы часто зачитываемся книгами зарубежных авторов о героических приключениях разных людей при переломных обстоятельствах. Но наша собственная история подбрасывает нам столько реальных сюжетов, скольких не выдумать ни одному романисту. Один из них - о казаке Тимофее Ящике, которого вполне можно назвать «русским д'Артаньяном».
Тимофей Ксенофонтович Ящик родился в 1878 году, в кубанской станице Новоминской. В 1900 году поступил на военную службу в 1-й Ейский казачий полк и был командирован в Тифлис, в конвой Главнокомандующего на Кавказе князя Григория Алексеевича Голицына. Через четыре года престарелый князь отправился в Санкт-Петербург, чтобы просить царя о своей отставке. С собой взял нескольких казаков из конвоя, в том числе Тимофея Ящика. Князь ушел в отставку, а Ящик остался в служить в Собственном Его Императорского Величества конвое, в лейб-гвардейской казачьей сотне.
В 1907 году Тимофей Ящик уволился «с мундиром и значком за службу в конвое». Уехал домой, на Кубань. Занимался земледелием, обзаводился детьми (у него было три сына и пять дочерей). А в 1912 году снова попросился на службу, по собственному желанию. Его сразу взяли в конвой императора Николая II.
Слово «конвой» сто лет назад имело совершенно иное значение, чем в нынешние дни. Казаки, которые набирались из донцов, терцев и кубанцев, были не просто телохранителями государя и членов его семьи. Они выполняли личные поручения Романовых, всех казаков они знали по именам. Можно сказать, что отношения с конвоем строились по-семейному.
Какой-то специальной подготовки при приеме на эту службу казаки предварительно не проходили. Подразумевалось, что казак прирождённый воин и верный слуга царю. Разумеется, у них проводились регулярно занятия: стрельба, рубка лозы, джигитовка и даже обучение правилам этикета. Но при отборе камер-казаков прежде всего внимание уделялось внешним данным.
Тимофей Ящик внешность имел очень импозантную. Великан, под два метра ростом, он отличался богатырской силой и строевой выправкой. Черная, как смоль, борода и густая буйная шевелюра сочетались в нём с удивительно безмятежными голубыми глазами. Одним словом - не казак, а загляденье!
В 1916 году императрица Мария Фёдоровна решила уехать из неспокойного, охваченного революционными настроениями Петрограда в Киев. И попросила своего сына, царя Николая II, выделить ей надёжного камер-казака. И Николай поручил сопровождать императрицу Тимофею Ящику, как самому надёжному телохранителю.
Когда Ящик представлялся императрице, он имел вид совершенно разбойничий: наголо бритая голова, не было усов и бороды. Волосы тогда приказали сбрить всем казакам из санитарных требований: в казарме завелись вши. Императрица спросила Ящика: «А где своя борода?» «Растет, Ваше Величество!» - не моргнув, отвечал казак.
Кстати, вместе с Тимофеем Ящиком Марию Фёдоровну охранял ещё один казак, родом с Дона, Кирилл Поляков. О нём сохранились лишь обрывочные сведения. А судьба Тимофея Ящика хорошо известна потому, что будучи грамотным казаком, он вёл дневник, где записывал всё, что происходило с царской семьёй.
2 марта 1917 года стало известно, что царь Николай II отрёкся от трона. Мария Фёдоровна немедленно на поезде отправилась в Ставку, в город Могилёв. Вот как описывает эту встречу в своём дневнике Тимофей Ящик:
«Государь был в форме кавказской: серая черкеска и бешмет серый, погоны 6-го Кубанского Пластунского батальона… Когда Ея Величество выходили из вагона, то сказали государю: «Вот я тебе и Ящика привезла». Государь отвечает: «Очень рад, мама!»
Мария Федоровна переехала в крымское имение, вместе с дочерьми Ксенией и Ольгой, а также их мужьями. После Октябрьского переворота все царская семья была арестована. Им грозил расстрел. Мария Фёдоровна объявила казакам и всей прислуге, что любой из их волен уйти. Тимофей Ящик остался возле императрицы.
Ялтинский реввоенсовет несколько раз предпринимал попытки захватить императорское имение и расстрелять семью государя. Их спасала только охрана во главе с матросом Задорожным. И верный камер-казак Тимофей Ящик, ни на шаг не отходивший от Марии Фёдоровны. В 1918 году по Брест-Литовскому мирному договору, подписанному большевиками, Крым отошёл немцам. Представители германского штаба пытались встретиться с Марией Фёдоровной, но она их не приняла. Датчанка по происхождению, она не любила немцев хотя бы за то, что в годы правления Бисмарка Пруссия отторгла часть датских земель.
К крымскому побережью подошли корабли английского флота, и Мария Фёдоровна приняла предложение своей сестры, королевы Великобритании, уехать за границу. Но этому воспротивилась её дочь Ольга Александровна, со своим мужем полковником Куликовским. Войска Деникина в то время успешно наступали с Дона на Москву, и они рассчитывали, что советская власть вот-вот падёт.
Но в неспокойном Крыму находиться было опасно. И тут своё слово сказал Тимофей Ящик: он предложил Ольге Александровне погостить в его станице Новоминской.
Великая княгиня приняла предложение казака. По поручению Марии Фёдоровны Тимофей Ящик сопроводил Ольгу Александровну с семьёй в Новоминскую, где она провела чудесное тихое лето. Сохранились письма и вспоминания, где Ольга Александровна описывает опавшие жерделы, ковром устилающие землю под деревом. Такое она видела впервые в жизни…
Затем Ольга Александровна прибыла в Ростов-на-Дону, чтобы здесь встретиться с Деникиным. Её семью поселили на заброшенной даче в районе Сурб-Хача. В Ростове Ольга Александровна пробыла с месяц. Деникин её так и не принял…
А Тимофей Ящик, выполнив свою миссию, уже уехал обратно в Крым. Мария Фёдоровна не хотела уезжать без своего верного камер-казака…
На английском крейсере Мария Федоровна прибыла в Лондон. И сюда дошли вести, что войска Деникина терпят одно поражение за другим, и стремительно откатываются на юг. Обеспокоенная за судьбу семьи своей дочери, императрица посылает Тимофея Ящика обратно в Россию, с задачей разыскать Ольгу Александровну, и вывезти её из России.
И Ящик прекрасно справляется со своей задачей! Он нашёл Ольгу Александровну в Новороссийске, посадил её с семьей на военный корабль и доставил в Югославию. Здесь их прекрасно принял король Александр. Ящик попрощался с великой княгиней и поехал в Данию, где находилась Мария Фёдоровна.
В Праге его застаёт телеграмма императрицы: дождаться Ольгу Александровну и сопроводить её в Копенгаген. Во всей Европе Мария Фёдоровна доверяла только своему казаку Тимофею Ящику! Он с честью выполнил и это поручение.
Тимофей Ксенофонтович находился рядом с императрицей вплоть до её смерти в 1928 году. Она упомянула камер-казака в своём завещании, оставив ему большую сумму денег. Он построил дом в Копенгагене, и жил там до самой смерти.
Тем временем в России, в 1921 году, большевики расстреляли жену камер-казака, Марфу Самсоновну Ящик. Тимофей Ксенофонтович пытался вывезти из России хотя бы своих детей, но ему не дали этого сделать. Но он до самой смерти присылал им из Дании одежду и деньги.
Умер Тимофей Ящик в 1946 году. Похоронен в Копенгагене, на его могиле и сейчас стоит православный крест.
Дневники Тимофея Ящика дважды издавались в Париже. А в Россию его имя вернулось после того, как писатель Виктор Лихоносов рассказал в одной из публикаций о его судьбе.
Прах императрицы Марии Фёдоровны, матери Царя-страстотерпца Николая II, в 2004 году был перевезён из Дании в Россию и перезахоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Сейчас кубанское казачество думает о том, чтобы перезахоронить на Родине и прах Тимофея Ящика.
Он остался верен своему долгу и присяге до конца. Защищая царскую семью, Тимофей Ящик служил России — и Богу.
В Ростове живёт дальший родственник Тимофея Ящика, Виталий Трифонович Сидоренко. Он собирает сведения о своём прославленном предке.
Наши традиции
Почему казаку в храме Божьем при шашке находиться разрешается?
В воскресный день нарядно и празднично в станичном храме. Что ни казачка — хоть в королевы зови, что ни казак — хоть в атаманы выбирай. Но вот возглашает священник: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия. Мир всем…». Диакон называет евангелиста и вторит иерею: «…Святаго Евангелия чтение..», — и священник обращается ко всем в храме: «Вонмем!». Тогда словно по команде сжимают правой рукой казаки эфесы шашек, и над ножнами сверкают отражения свечей в обнажённых на треть клинках. Значит это, что казак в любой миг готов защищать Веру свою. И что характерно — только казакам разрешено приходить в церковь при шашке. Это стародавний обычай. Откуда он? Может, прояснит его старая казачья легенда?
Когда-то, после принятия казаками Крещения православного, понадобилась Господу людская подмога. Вот и обратился он к людям. Вроде бы всё это свершилось по весне, 27 апреля, на Симеона-ранопашца. Первым воззвал Господь к крестьянину: мол, помоги немедля мне, христианская душа. Крестьянин затылок почесал, чего-то на пальцах прикинул и отвечает: «Немедля не могу. Вот на Пахомия овёс отсею, пашеничку в землю покидаю, тогда и приду!» Опечалился Господь и послал зов боярину, у которого одних крестьян под рукой тыща была. Боярин управителя позвал, долго они на костяшках считали. Досчитались. «Ни ныне, ни на Пахомия не управлюсь, — говорит боярин.
— Тут, Господь, глаз да глаз за людишками требуется. Вот на Алёну они лён отсеют, с ядрицей, гречей да ячменём управятся — я тебе, Господи, хоть сто холопов в подмогу пришлю!». Ещё шибче опечалился Всевышний, но вспомнил тут о казаках. Может, их попросить? Да только слух идёт, что казаки народ самостоятельный, вольницу любят, сами себе законы пишут и по ним только и живут.
Но делать нечего. Воззвал Господь к казаку. А казак тот сидит, шашку точит, казачата вокруг него шастают, а жена сидит на лавке — бешмет казаку чинит. Услышав зов, встрепенулся казак, тоже чегой-то стал на пальцах прикидывать.
И ответствует он Вседержителю так: «Господи! Дай мне, Родимый, пять минут сроку. А на шестой минуте я к тебе поскачу!». — А на что тебе такой малый срок? — Спросил Господь. Казак удивился: «Для казака — это срок немалый, а нужон мне он вот для чего: казачат у меня восемь, на каждого по пол-минутке, того четыре минуты. Попрощаться, значит. А с любимой женой меньше чем за минуту не обнимусь-поцелуюсь. Того пять…» На шестой минуте вскочил казачина на коня и поскакал помогать Всевышнему. Только вот шашку, что точил, в спешке не до конца в ножны заправил. За то и разрешил Господь казакам ходить в храм Божий при сабле-шашке и повелел во время чтения святого Евангелия приобнажать клинок в знак верности Православию и как напоминание о тех давнишних событиях.
На иконах в храмах святые и ангелы с копьями да мечами стоят — то рать небесная! А казаки — те же воины христовы, только орда земная. Другой вопрос: достойны ли современные потомки казаков тех заветов и образов, которые пращурами завещаны? Была бы молитва горячей, да вера крепкой!
БЕСЕДА С ДУХОВНИКОМ
3 февраля 2019 года состоялась встреча протоиерея Андрея Канева настоятеля храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах с казаками Хутора "Благовещенский".
Отец Андрей, будучи штатным военным священником Министерства обороны РФ, рассказал о специфике и особенностях служения военного духовенства в Российской Армии.
Основной темой встречи казаков со своим духовником было проведение акции «Подари солдату книгу», которая прошла в Екатеринбурге в октябре-ноябре 2018 года.
Казаки узнали, что в результате акции добровольцами, в том числе и хуторянами, было собранно более 400 килограмм духовной, святоотеческой, исторической и познавательной литературы, которая была доставлена в рождественские дни в различные армейские подразделения.
Отец Андрей передал благодарность от военнослужащих, которые с радостью принимали книги, которые послужат для их духовного укрепления и назидания в вере.
Встреча получилась неформальной, интересной и будем надеяться, не последней, поскольку живых тем, которые нужно обсудить имеется не мало.
Ансамбль хутора "Благовещенский" фестиваль казачьей культуры "Станичник"
Вчера, 02.03.19, в г. Кировграде состоялся IV Открытый муниципальный фестиваль казачьей культуры «Станичник».
По условиям Фестиваля, участниками могли быть молодые люди в возрасте до 25 лет, поэтому на выступление отправились молодые участники Казачьего ансамбля хутора «Благовещенский» Александр Бурдейный и Анастасия Чепкина. В таком составе ансамбль выступал впервые, поэтому всю дорогу до Кировграда Анастасия и Александр репетировали прямо в машине.
В конкурсной части Фестиваля дуэт исполнил две песни «Чёрный ворон» (народная) и «Глубоко» (С. Старостина), песни игрались под гусли. Исполнители, прошедшие конкурсный отбор, выступили на гала-концерте Фестиваля, на который были приглашены жители города Кировград. Гала-концерт открыл дуэт Анастасии и Александра, исполнив песню «Черный Ворон». В конце Фестиваля все участники были отмечены Дипломами и награждены подарками – памятными сувенирными тарелками с логотипом Фестиваля.
Фестиваль был интересен не только конкурсной программой, но и творческими мастер-классами по казачьему пению, танцу, игре на народных инструментах, а также по тамбурной вышивке от Терема. А перед гала-концертом для всех была общая кадриль в фойе центра детского творчества.
В поездке участников ансамбля сопровождали атаман хутора "Благовещенский" Кочкин А.В. и Бурдейный А.В., по-отечески наставляя и поддерживая ребят.
Выражаем благодарность организаторам Фестиваля, в том числе идейному вдохновителю Фестиваля Николаю Хомутову! Благодарим за теплый прием и вкусный обед!
МАСЛЕНИЦА ОДНА НА ВСЕХ Празднование масленицы в г.Берёзовский 10 марта 2019 г.
На праздники были представлены обычаи и традиции различных народов Урала. Были представлены стенды Ненецкой культуры, Башкирско-татарской культуры и конечно стенд Казачьей культуры (Организовали и представили их представители посёлка Старопышминск Берёзовского района).
Выступил казачий ансамбль "Бабье лето" с песнями и плясками из указанного посёлка. Под казачьи народные песни участники образовали хоровод дружбы, в котором приняло участие и чиновники администрация города. Было представлено много народных игр: выбей приз, городки, различные эстафеты, хождение на ходулях и т.д. Некоторые казаки выиграли призы .
Воспитанники Военно - патриотического казачьего клуба "ЛАВА" приняли в этом мероприятии самое активное участие, как волонтёры: они разворачивали трибуны и стенды, а так же активно принимали участие во всех мероприятиях Масленицы. Участников угостили блинами и другими национальными блюдами традиционной кухни народов Урала.
Организатора стенда казачья культура Темникова Николая Алексеевича глава администрации Писцов г. Берёзовского наградил грамотой. Праздник всем понравился и удался .
СПЕЦ. КОР.
КАЗАКИ ИСЕТЦЫ НА ОХРАНЕ ЛЕСОВ
Казаки 5 - ого реестрового отдела ОКВ берут обязательства по охране лесов в Свердловской области.
12 марта сего года в Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области состоялось совещание с директорами лесничеств и представителями казачьих обществ по вопросам взаимодействия при организации федерального государственного лесного надзора.
Заместитель Министра природных ресурсов и экологии Свердловской области Вероника Русинова отметила, что сегодня казачество проявляет себя, как наиболее активный институт гражданского общества. "У Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области уже есть четырехлетний опыт сотрудничества с казачьими обществами в деле охраны окружающей среды. Дисциплина, порядочность и ответственность казаков при реализации поставленных задач очень помогают в совместной работе. Сейчас перед нами поставлена задача выработать механизм взаимодействия в мероприятиях по сохранению лесов", – сказала во вступительном слове Вероника Русинова.
На совещании было подписано соглашение о взаимодействии между областным Минприроды и казачьим обществом "Станица Тавдинская" "Исетской Линии", которое располагается на территории Таборинского, Тавдинского и Туринского лесничеств.
Надо отметить, что содействие в охране леса казачьи общества оказывают на безвозмездной основе. Представитель Оренбургского войскового казачьего общества Третьяков А. В. проинформировал, что ежемесячные расходы на горюче-смазочные материалы для членов казачьего общества "Станица Тавдинская" будут выделяться Оренбургским казачьим обществом. "Мы также рассматриваем вопрос о приобретении беспилотного летательного аппарата, который в будущем может быть использован в совместных мероприятиях по охране лесов", — сказал Кошевой атаман Андрей Валентинович Третьяков.
Об итогах взаимодействия с казачьим обществом доложил на совещании директор Березовского лесничества Александр Петров: В Березовском лесничестве работа с казаками налажена в рабочем порядке – по звонку. У всех казаков есть контактные номера телефонов участковых лесничеств. В случае поступления какой-либо информации о нарушениях требований лесного законодательства лесники и казаки выезжают на место для фиксации и пресечения таких нарушений".
Директор Сысертского лесничества Игорь Верещагин высказал мнение, что участие казаков может помочь оперативно обнаруживать очаги лесных пожаров на самых ранних стадиях, поскольку во время пожароопасного сезона такая помощь очень нужна.
Горячее обсуждение будущего сотрудничества подчеркнуло актуальность затронутых проблем лесного хозяйства. Это и незаконные рубки лесных насаждений, и несанкционированные свалки в лесах и лесные пожары, браконьеры.
По итогам совещания был определен ряд задач, нацеленных на эффективное взаимодействии и предупреждение нарушений лесного законодательства. Со своей стороны казаки выразили готовность незамедлительно приступить к совместному патрулированию лесов.
СПЕЦ. КОР.
КАЧЕСТВЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КАЗАЧЬЕЙ ДРУЖИНЫ
16 марта 2019г. в актовом зале Храма - на - Крови прошло мероприятие, где присутствовал и представитель правоохранительных органов. Основным вопросом обсуждения было юридическое оформление общегородской Добровольной Казачьей Дружины «ИСЕТСКАЯ ЛИНИЯ».
На текущий момент Сводный Казачий отряд, который является неотъемлемым структурным подразделением 5 – ого реестрового отдела ОКВ, несет службу не во всех районах города, служба ограничена административными границами районов по ряду объективных причин, а в итоге в его сферу деятельности будет вовлечена вся Столица Урала. Власти города и ГУВД готовы идти на сотрудничество в таком формате. Тем более о нем уже не понаслышке знают, как в Министерстве Общественной безопасности Свердловской области, так и в ГУВД с администрацией города.
Были обсуждены ряд других рабочих и важных вопросов. От утверждения устава до орг. штатного расписания. Руководить этим уже состоявшимся подразделением «Исетской Линии» доверили нынешнему командиру Болотову Артему Геннадьевичу, он же является и начальником штаба 5 – ого отдела ОКВ. Он и ответил на ряд вопросов, что и послужило предметом для внесения корректировок в редакцию предоставленного устава. Атаман ЕОКО «Исетская Линия» «Пятый отдел ОКВ» подъесаул Ермаков Игорь Сергеевич утвердил его в этой должности.
Заниматься оформлением учредительных документов ДКД будут офицеры штаба ХКО «Хутора Штабной». Грамотная и внятная позиция этих людей позволила четко определить вектор развития, как своего хутора, так и деятельности правоохранительной направленности реестровых казаков Екатеринбургского гарнизона. НШ отдела было отмечено, что неоднократно озвучивалось: Добровольная Казачья Дружина является универсальной площадкой для объединения, общения, обмена опытом казаков первичных казачьих обществ отдела и общественных казачьих организаций. В нее уже входят 9 первичек ( т.е. все) Центрального городского управленческого округа 5 – ого отдела ОКВ, где представлены от 1 – ого до 30 казаков – дружинников.
Уже на следующий день казакам – дружинникам, практически в полном составе предстояло нести службу на месте проведения Военизированных состязаний «Наши в городе» Екатеринбургского разъезда ОД «Казачий Дозор» и на Октябрьской площади на месте проведения общегородского молебна в день торжества Православия. Там, где построят красивейший храм небесной покровительницы Екатеринбурга.
В центр событий подтянулись казаки – исетцы из списочного состава Казачьей Дружины из городов спутников Столицы Урала. В координационном штабе были определены посты, маршруты патрулей, задачи, возможные вводные, порядок оповещения и взаимодействия. Выделены аптечки и портативные радиостанции.
Первичные организации «Исетской Линии» ОВКО Возрождая многовековые исторические традиции казаков-исетцев, наша структура возникла в 1992 году, как общественная организация... Открыть раздел ПЕРВИЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
В Исетской Линии много патриотических клубов, идет процесс наполнения страницы, просим отнестись с пониманием. Браты! Присылайте информацию по образцу приведенному ниже....
СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА ОДЕЖДЫ ОРЕНБУРГСКИХ КАЗАКОВ Нижеприведённые образцы казачьей формы одежды утверждены Указом Президента РФ «О форме одежды и знаках различия по чинам членов... Открыть раздел ФОРМА ОДЕЖДЫ