НАШЕ ВИДЕО
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть НАШЕ ВИДЕО
ДУХОВНЫЙ ГИМН КАЗАЧЕСТВА
Нажмите, чтобы услышать!
Мы рекомендуем
Конструктор сайтов LineAct - простой и удобный.
:: ::

ВЕСТИ АРХИВ

 

Крещение Господне.

Крещение Господне, или Богоявление, установлено в честь события, которое описано в Евангелии, как день крещения Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем.

Во время крещения на Иисуса сошёл Святой Дух, который имел вид голубя, одновременно Божий глас с небес провозгласил: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение».

Крещение Господне принято было праздновать совместно с Рождеством Иисуса Христа, затем Рождество перенесли на более ранний срок, а время между двумя праздниками назвали Святками. Накануне Крещения, то есть 18 января, верующим прописан пост, а вечером их ждёт сочельник.

Водосвятие

Накануне праздника вода освящается в храмах, а в сам праздник Богоявления - в реках и озерах. Делается это в память о том, что Иисус Христос освятил воду своим крещением. Такую воду ещё называют Великой агиасмой. Слово вошло в славянский язык из греческого, на котором agiasma означает «святыня». Многие богословы называли освящённую воду лучшим средством от всех духовных и телесных недугов.

В России установлена традиция купания или погружения в воду в проруби. Накануне праздника её вырезают во льду водоёма в виде креста, а сам ледяной крест, если получается, устанавливается рядом. Освящают открытую часть водоёма особым чином, его называют иорданским.

После принято заходить в прорубь и трижды окунаться, при этом осеняя себя крестным знамением. Произносит человек в это время слова «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Считается, что этим самым смываются грехи. Однако традиция погружения в проруби — это народный обычай, а не церковный, и богослужебный устав не предписывает никому купаться в холодной воде.

Вечером 18 января верующие приходят в храм со своей водой либо набирают её в церковной купели. Если человек по какой-то причине не может пойти на службу, можно взять простую воду из обычного водоёма в крещенскую ночь. Однако хоть и и считается, что она также обладает всеми целебными свойствами, но святой её назвать нельзя.

Служба

Церковная служба на Крещение Господне совершается по подобию с рождественской, облачаются священники в этот день точно так же - в белые ризы. Начинается служба вечером 18 января. При этом всенощное бдение соединяется с центральной службой суточного круга - литургией.

Праздник Богоявления относится к числу самых значимых православных торжеств, именующихся двунадесятыми. Благодаря этому богослужение на Крещение совершается с особой торжественностью. Существует ещё одна традиция, которую соблюдают во время крещенского богослужения: в небо выпускают голубей. Ведь они символизируют Дух Божий, который после крещения в Иордане сошёл на Христа в виде голубя.

18 января – Крещенский Сочельник, вслед за которым наступает один из 12 самых главных праздников православных христиан – Крещение Господне. Испокон веков в этот день верующие люди спешили в храм вознести свои молитвы Богу, набрать крещенской воды, а самые смелые, несмотря на лютый мороз, окунались в проруби.

Крещение Господне – великий праздник всех верующих православных

Чем же знаменателен праздник Крещение Господне? В Евангелие рассказывается о том, что Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и окунулся в водах Иордана. И тут же, окружающие услышали голос Бога и увидели, как на Мессию сошел Дух Всевышнего в виде голубя. Совершив обряд крещения Иисус таким образом показал свое повиновение Отцу Богу. Крещение символизирует воскресение, новую жизнь без греха, духовное возрождение и благодать для всего человечества.

Перед праздником, 18 января соблюдается строгий пост, а уже вечером вкушают Голодную кутью. На стол подается сочиво (кутья), приготовленный из риса, пшеницы, ячменя или другой крупы и сдобренное медом (сахарной водой, вареньем) с орехами, маком, сухофруктами. Также вкушают на ужин блины и овсяный кисель.

Уже ближе к ночи начинается водосвятие – важное событие Крещения Господня и Богоявления. Как только в храме заканчивается служба, православные совершают крестный ход в сторону водоема, где заранее вырубают во льду лунку, называемую Иорданью, в форме креста.

Купание в водоеме на Крещение: что важно знать

В праздник Крещения вся вода на Земле заряжается благодатью Божьей и несет в себе мощнейший положительный заряд. Искупаться в этот день в водоеме, значит, получить ее частичку. Считается, что крещенская вода несет в себе духовное и телесное здоровье.

Обычно иордани (проруби) освящаются священнослужителями. Чтобы искупаться в праздник, особых правил соблюдать не нужно. Погружение в воду делается быстро. Сначала человек крестится и произносит: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» и трижды окунается с головой в воду.

Если вы планируете в праздник искупаться в иордании, вместо купальника надевайте рубашку. Постарайтесь заранее себя психологически настроить. Врачи советуют за неделю до Крещения начать обливаться холодной водой, делать контрастный душ, чтобы закалить организм и предотвратить переохлаждение и простуду. Если у вас есть какие-то хронические заболевания, ревматизм, гипертония – лучше не рисковать своим здоровьем и обойтись без зимнего купания.

Если же здоровье в порядке, вперед в прорубь! Но перед купанием не ешьте, не пейте алкоголь и забудьте о сигаретах. Позаботьтесь, чтобы при выходе из воды у вас была сменная одежда и теплый плед.

Крещенская вода: настоящее чудо!

Православные стараются на Крещение набрать в храме освященной воды. Почему? Именно эта вода обладает чудодейственными свойствами и на удивление долгое время стоит и совершенно не портится. Достаточно будет набрать в храме или иордании одну небольшую бутылочку. Если потом добавить немного крещенской воды в обычную, она становится освященной.

С 18 на 19 января в православных церквях проводится праздничное богослужие и воду освящают водосвятным молебном. После чего люди набирают ее в специальных емкостях: доступ к ней открыт в течение трех дней. Поэтому можно не толпиться в день праздника, а спокойно прийти набрать воды в другой день. Советуется набирать крещенскую воду в тару без маркировки. Можно приобрести в церкви специальную флягу. Ни в коем случае не используйте для этой цели пивные бутыли.

Крещенской водичкой окропляют жилье, людей. Умываются и пьют натощак для оздоровления. Советуется пить ее с молитвой, прося у Бога духовного и физического здоровья.

Приметы на Крещение

Считается, что 19 января самые правдивые приметы. Так, чтобы на весь год обеспечить себе крепкое здоровье и счастье, нужно окунуться на Крещение в иордани. Есть еще такая примета на удачу – пойти окунаться следом за человеком моложе вас. Если 19 января человек принимает крещение, он будет всю жизнь счастливым.

В ночь с 18 на 19 января небеса открыты и поэтому сбываются все молитвы. Свадьба или сватовство в период от Крещения до Масленицы обязательно принесут молодым благополучие и счастье, семья будет крепкой, супруги будут жить в любви. Также будут всю жизнь счастливы все рожденные в этот великий праздник. Оберегом для таких людей служит камень нифрит. Если девушка в день Крещения Господня первым встретит мужчину, значит, в предстоящем году обязательно выйдет замуж.

Чего не стоит делать на Крещение – выносить из дома мусор, гадать. Такими действиями человек лишает себя счастья.

Наблюдая в этот день за погодными условиями можно узнать о том, каким выдастся год – урожайным или голодным. К урожаю – теплая и пасмурная погода 19 января. Если морозная и ясная погода – к засухе в летний период.

С Крещением Господним!

Источник: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=18085
18 января – Крещенский Сочельник, вслед за которым наступает один из 12 самых главных праздников православных христиан – Крещение Господне. Испокон веков в этот день верующие люди спешили в храм вознести свои молитвы Богу, набрать крещенской воды, а самые смелые, несмотря на лютый мороз, окунались в проруби.

Крещение Господне – великий праздник всех верующих православных

Чем же знаменателен праздник Крещение Господне? В Евангелие рассказывается о том, что Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и окунулся в водах Иордана. И тут же, окружающие услышали голос Бога и увидели, как на Мессию сошел Дух Всевышнего в виде голубя. Совершив обряд крещения Иисус таким образом показал свое повиновение Отцу Богу. Крещение символизирует воскресение, новую жизнь без греха, духовное возрождение и благодать для всего человечества.

Перед праздником, 18 января соблюдается строгий пост, а уже вечером вкушают Голодную кутью. На стол подается сочиво (кутья), приготовленный из риса, пшеницы, ячменя или другой крупы и сдобренное медом (сахарной водой, вареньем) с орехами, маком, сухофруктами. Также вкушают на ужин блины и овсяный кисель.

Уже ближе к ночи начинается водосвятие – важное событие Крещения Господня и Богоявления. Как только в храме заканчивается служба, православные совершают крестный ход в сторону водоема, где заранее вырубают во льду лунку, называемую Иорданью, в форме креста.

Купание в водоеме на Крещение: что важно знать

В праздник Крещения вся вода на Земле заряжается благодатью Божьей и несет в себе мощнейший положительный заряд. Искупаться в этот день в водоеме, значит, получить ее частичку. Считается, что крещенская вода несет в себе духовное и телесное здоровье.

Обычно иордани (проруби) освящаются священнослужителями. Чтобы искупаться в праздник, особых правил соблюдать не нужно. Погружение в воду делается быстро. Сначала человек крестится и произносит: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» и трижды окунается с головой в воду.

Если вы планируете в праздник искупаться в иордании, вместо купальника надевайте рубашку. Постарайтесь заранее себя психологически настроить. Врачи советуют за неделю до Крещения начать обливаться холодной водой, делать контрастный душ, чтобы закалить организм и предотвратить переохлаждение и простуду. Если у вас есть какие-то хронические заболевания, ревматизм, гипертония – лучше не рисковать своим здоровьем и обойтись без зимнего купания.

Если же здоровье в порядке, вперед в прорубь! Но перед купанием не ешьте, не пейте алкоголь и забудьте о сигаретах. Позаботьтесь, чтобы при выходе из воды у вас была сменная одежда и теплый плед.

Крещенская вода: настоящее чудо!

Православные стараются на Крещение набрать в храме освященной воды. Почему? Именно эта вода обладает чудодейственными свойствами и на удивление долгое время стоит и совершенно не портится. Достаточно будет набрать в храме или иордании одну небольшую бутылочку. Если потом добавить немного крещенской воды в обычную, она становится освященной.

С 18 на 19 января в православных церквях проводится праздничное богослужие и воду освящают водосвятным молебном. После чего люди набирают ее в специальных емкостях: доступ к ней открыт в течение трех дней. Поэтому можно не толпиться в день праздника, а спокойно прийти набрать воды в другой день. Советуется набирать крещенскую воду в тару без маркировки. Можно приобрести в церкви специальную флягу. Ни в коем случае не используйте для этой цели пивные бутыли.

Крещенской водичкой окропляют жилье, людей. Умываются и пьют натощак для оздоровления. Советуется пить ее с молитвой, прося у Бога духовного и физического здоровья.

Приметы на Крещение

Считается, что 19 января самые правдивые приметы. Так, чтобы на весь год обеспечить себе крепкое здоровье и счастье, нужно окунуться на Крещение в иордани. Есть еще такая примета на удачу – пойти окунаться следом за человеком моложе вас. Если 19 января человек принимает крещение, он будет всю жизнь счастливым.

В ночь с 18 на 19 января небеса открыты и поэтому сбываются все молитвы. Свадьба или сватовство в период от Крещения до Масленицы обязательно принесут молодым благополучие и счастье, семья будет крепкой, супруги будут жить в любви. Также будут всю жизнь счастливы все рожденные в этот великий праздник. Оберегом для таких людей служит камень нифрит. Если девушка в день Крещения Господня первым встретит мужчину, значит, в предстоящем году обязательно выйдет замуж.

Чего не стоит делать на Крещение – выносить из дома мусор, гадать. Такими действиями человек лишает себя счастья.

Наблюдая в этот день за погодными условиями можно узнать о том, каким выдастся год – урожайным или голодным. К урожаю – теплая и пасмурная погода 19 января. Если морозная и ясная погода – к засухе в летний период.

С Крещением Господним!

Источник: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=18085
18 января – Крещенский Сочельник, вслед за которым наступает один из 12 самых главных праздников православных христиан – Крещение Господне. Испокон веков в этот день верующие люди спешили в храм вознести свои молитвы Богу, набрать крещенской воды, а самые смелые, несмотря на лютый мороз, окунались в проруби.

Крещение Господне – великий праздник всех верующих православных

Чем же знаменателен праздник Крещение Господне? В Евангелие рассказывается о том, что Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и окунулся в водах Иордана. И тут же, окружающие услышали голос Бога и увидели, как на Мессию сошел Дух Всевышнего в виде голубя. Совершив обряд крещения Иисус таким образом показал свое повиновение Отцу Богу. Крещение символизирует воскресение, новую жизнь без греха, духовное возрождение и благодать для всего человечества.

Перед праздником, 18 января соблюдается строгий пост, а уже вечером вкушают Голодную кутью. На стол подается сочиво (кутья), приготовленный из риса, пшеницы, ячменя или другой крупы и сдобренное медом (сахарной водой, вареньем) с орехами, маком, сухофруктами. Также вкушают на ужин блины и овсяный кисель.

Уже ближе к ночи начинается водосвятие – важное событие Крещения Господня и Богоявления. Как только в храме заканчивается служба, православные совершают крестный ход в сторону водоема, где заранее вырубают во льду лунку, называемую Иорданью, в форме креста.

Купание в водоеме на Крещение: что важно знать

В праздник Крещения вся вода на Земле заряжается благодатью Божьей и несет в себе мощнейший положительный заряд. Искупаться в этот день в водоеме, значит, получить ее частичку. Считается, что крещенская вода несет в себе духовное и телесное здоровье.

Обычно иордани (проруби) освящаются священнослужителями. Чтобы искупаться в праздник, особых правил соблюдать не нужно. Погружение в воду делается быстро. Сначала человек крестится и произносит: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа» и трижды окунается с головой в воду.

Если вы планируете в праздник искупаться в иордании, вместо купальника надевайте рубашку. Постарайтесь заранее себя психологически настроить. Врачи советуют за неделю до Крещения начать обливаться холодной водой, делать контрастный душ, чтобы закалить организм и предотвратить переохлаждение и простуду. Если у вас есть какие-то хронические заболевания, ревматизм, гипертония – лучше не рисковать своим здоровьем и обойтись без зимнего купания.

Если же здоровье в порядке, вперед в прорубь! Но перед купанием не ешьте, не пейте алкоголь и забудьте о сигаретах. Позаботьтесь, чтобы при выходе из воды у вас была сменная одежда и теплый плед.

Крещенская вода: настоящее чудо!

Православные стараются на Крещение набрать в храме освященной воды. Почему? Именно эта вода обладает чудодейственными свойствами и на удивление долгое время стоит и совершенно не портится. Достаточно будет набрать в храме или иордании одну небольшую бутылочку. Если потом добавить немного крещенской воды в обычную, она становится освященной.

С 18 на 19 января в православных церквях проводится праздничное богослужие и воду освящают водосвятным молебном. После чего люди набирают ее в специальных емкостях: доступ к ней открыт в течение трех дней. Поэтому можно не толпиться в день праздника, а спокойно прийти набрать воды в другой день. Советуется набирать крещенскую воду в тару без маркировки. Можно приобрести в церкви специальную флягу. Ни в коем случае не используйте для этой цели пивные бутыли.

Крещенской водичкой окропляют жилье, людей. Умываются и пьют натощак для оздоровления. Советуется пить ее с молитвой, прося у Бога духовного и физического здоровья.

Приметы на Крещение

Считается, что 19 января самые правдивые приметы. Так, чтобы на весь год обеспечить себе крепкое здоровье и счастье, нужно окунуться на Крещение в иордани. Есть еще такая примета на удачу – пойти окунаться следом за человеком моложе вас. Если 19 января человек принимает крещение, он будет всю жизнь счастливым.

В ночь с 18 на 19 января небеса открыты и поэтому сбываются все молитвы. Свадьба или сватовство в период от Крещения до Масленицы обязательно принесут молодым благополучие и счастье, семья будет крепкой, супруги будут жить в любви. Также будут всю жизнь счастливы все рожденные в этот великий праздник. Оберегом для таких людей служит камень нифрит. Если девушка в день Крещения Господня первым встретит мужчину, значит, в предстоящем году обязательно выйдет замуж.

Чего не стоит делать на Крещение – выносить из дома мусор, гадать. Такими действиями человек лишает себя счастья.

Наблюдая в этот день за погодными условиями можно узнать о том, каким выдастся год – урожайным или голодным. К урожаю – теплая и пасмурная погода 19 января. Если морозная и ясная погода – к засухе в летний период.

С Крещением Господним!

Источник: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=18085

 
Казачья иордань

Казаки Кушвы в день Крещения Господня.

Кушвинский городской округ Свердловской области, деревня Верхняя Баранча.

19 января в 12:00 часов дня начался молебен, после него православные верующие смогли умыться и набрать воды из иордани, заранее приготовленной силами казаков Кушвы. Всех собравшихся приветствовали иерей Дмитрий Блинов и заместитель главы администрации Владимир Николаевич Веремчук. Весёлые народные песни, горячий чай не давали кушвинцам замёрзнуть. Для удобства гостей праздника рядом с прорубью спасателями 46-го отряда ФПС МЧС России была установлена отапливаемая палатка для переодевания. Купание в ледяной проруби - иордани — древняя народная традиция. Крещение завершают Святки — двенадцать дней от Рождества Христова, когда было принято колядовать и гадать. В народе считалось, чтобы смыть грехи, полагается окунуться в прорубь, причём трижды и с головой. Окунающихся в ледяную купель обязательно страховали. До позднего вечера в Плотинку приезжали из Кушвы, Баранчинского, Верхней Туры, Красноуральска и даже из Нижнего Тагила, чтобы погрузиться в ледяную воду.

С каждым годом всё больше людей приезжает именно сюда, на общий казачий праздник Крещения в Верхнюю Баранчу, и это лучшее признание работы казаков хутора Кушвинский «Исетской Линии» Оренбургского войскового казачьего общества.

Слава Богу – мы казаки!

_________________________________________________________________________

Казаки куреня «Ильинский» ХКО «Тугулымское» «Исетской Линии» ОВКО занимались подготовкой и установкой ледяной купели, участвовали в крестном ходе на освещение иордани в пос. Ертарский.

 

Фотоотчёт - ХКО "Хутор Кушвинский"

Фотоотчёт - Курень «Ильинский» ХКО «Тугулымское»

Фотоотчёт - ХКО "Станица Исетская"


 
Мы русские

Генетики поставили шах и мат русофобам.

Русские – один из самых чистокровных народов в Евразии. Недавние совместные исследования российских, британских и эстонских ученых-генетиков поставили большой и жирный крест на обихожем русофобском мифе, десятки лет внедрявшемся в сознание людей - дескать, «поскреби русского и обязательно найдешь татарина».

Результаты масштабного эксперимента, опубликованные в научном журнале «The American Journal of Human Genetics» совершенно однозначно говорят, что «несмотря на расхожие мнения о сильной татарской и монгольской примеси в крови русских, доставшейся их предкам еще во времена татаро-монгольского нашествия, гаплогруппы тюркских народов и других азиатских этносов практически не оставили следа на населении современного северо-западного, центрального и южного регионов». Вот так. В этом многолетнем споре можно смело поставить точку и считать дальнейшие дискуссии по данному поводу просто неуместными. Мы не татары. Татары не мы. Никакого влияния на русские гены т.н. «монголо-татарское иго» не оказало.

Никакой примеси тюркской «ордынской крови» у нас, русских, не было и нет. Более того, учёные-генетики, подытоживая свои исследования, заявляют о практически полной индентичности генотипов русских, украинцев и белорусов, доказав тем самым, что мы были и остаемся одним народом: «генетические вариации Y-хромосомы жителей центральных и южных районов Древней Руси оказались практически идентичны таковым у украинцев и белорусов». Один из руководителей проекта, российский генетик Олег Балановский признал, что русские являются практически монолитным народом с генетической точки зрения, разрушив ещё один миф: «все перемешались, чисто русских уже нет». Как раз наоборот - русские были и русские есть.

Далее, исследуя материалы останков из древнейших захоронений, учёные установили, что «славянские племена освоили Центральную и Южную Россию задолго до массового переселения на них в VII-IX веках основной части древних русских». То есть земли Центральной и Южной России были заселены русскими (русичами) уже, как минимум в первых веках по Р.Х. Если ещё не раньше. Это позволяет развенчать и ещё один русофобский миф - о том, что Москва и окружающие её области, якобы, издревле были заселены угро-финнскими племенами и русские там — «пришельцы». Мы, как доказали генетики - не пришельцы, а совершенно автохтонные жители Центральной России, где русичи жили с незапамятных времён. «Несмотря на то что заселены эти земли были ещё до последнего оледенения нашей планеты около 20 тысяч лет назад, свидетельств, прямо указывающих на наличие каких-либо «исконных» народностей, живших на этой территории, нет» - указывается в докладе.

То есть нет никаких свидетельств, что до нас на наших землях жили какие то другие племена, которых мы, якобы вытеснили или ассимилировали. Если так можно выразиться - мы тут живём от сотворения мира. Определили учёные и дальние границы ареала обитания наших предков: «анализ костных останков указывает на то, что основная зона контактов европеоидов с людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири». А если учесть, что археологи, раскопавшие древнейшие захоронения 1 тысячелетия до Р.Х. на территории Алтая, обнаружили там останки ярко выраженных европеоидов (не говоря уже о всемирно известном Аркаиме) - то вывод очевиден. Наши предки (древние русичи, протославяне) - исконно проживали на всей территории современной России, включая Сибирь и Дальний Восток. Так что поход Ермака Тимофеевича со товарищи за Урал с этой точки зрения был вполне законным возвращением ранее утраченных территорий.

Так современная наука разрушает русофобские стереотипы и мифы, выбивая почву из-под ног наших «друзей»-либералов. Дальнейшие их спекуляции на данные темы уже окончательно выносятся за рамки здравого смысла, представляя интерес исключительно для психиатров, исследующих механизмы навязчивого бреда.


 
Анонс событий



XXV Международные Рождественские

образовательные чтения «1917-2017: УРОКИ СТОЛЕТИЯ».

АНОНС РАБОТЫ КАЗАЧЬЕГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЧТЕНИЙ.

26-27 января 2017 года в здании Правительства Москвы и в МГУТУ им. К.Г.Разумовского пройдёт работа VII направления Международных Рождественских Образовательных Чтений «ЦЕРКОВЬ И КАЗАЧЕСТВО: ПУТИ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА». Возглавит работу казачьего направления митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством. Ответственный секретарь направления – священник Тимофей Чайкин, ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством.Организаторы – Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством, Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) при поддержке Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы.

В работе казачьего направления примут участие архиереи Русской Православной Церкви, войсковые священники ВКО, руководители епархиальных подразделений по взаимодействию с казачеством и казачьи духовники, атаманы и представители руководства войсковых казачьих обществ, руководители и члены общественных объединений казачества, а также представители органов государственной власти, научно-образовательного сообщества, средств массовой информации; казаки и студенты ВУЗов.

На пленарном заседании в здании правительства Москвы ожидаются выступления митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла; полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, председателя Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д.Беглова; руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы В.В.Черникова; директора ДСПО МИД России, Председателя профильной комиссии по вопросам международной деятельности казачьих обществ и объединений Совета при Президенте РФ по делам казачества О.В.Васнецова; заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ И.В.Мещана; атамана ВКО «Центральное казачье войско» И.К.Миронова; ректора МГУТУ им. К.Г.Разумовского (Первый казачий университет) В.Н.Ивановой; Верховного атамана Общероссийской общественной организации «Союз казаков» П.Ф.Задорожного; директора Российского государственного архива социально-политической истории А.К.Сорокина; владельца и директора конного завода им. комдива Мощалкова П.О.Мощалкова и другие.

По окончании пленарного заседания состоится работа шести диалог-клубов:«Развитие духовно-нравственных традиций казачества в системе непрерывного образования казаков»;«Просветительская функция средств массовой информации в репрезентации темы казачества»; «Опыт реализации казачьими обществами совместных молодежных православных проектов»; «Казачья экономика: традиции, современность, будущее»; информационно-методическое совещание для руководителей епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством.

В работе VII направления Международных Рождественских Образовательных Чтений «ЦЕРКОВЬ И КАЗАЧЕСТВО: ПУТИ ВОЦЕРКОВЛЕНИЯ И СОТРУДНИЧЕСТВА» примут участие казаки и казачки Оренбургского войскового казачьего общества Оренбургской, Свердловской областей (г.Екатеринбург, г.Красноуфимск, г.Кушва и др.), г. Челябинска.

27 января в МГТУ им. Разумовского (ПКУ) совместно с Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством Русской Православной Церкви будет проведено Координационное совещание «Казачье образование в России: проблемы и перспективы развития», в котором примут участие педагоги казачьих кадетских корпусов, казачьих кадетских классов и клубов Оренбургского войскового казачьего общества, в том числе "Исетской Линии" ОВКО.

Участие казаков-исетцев и их духовников в Международных Рождественских чтениях в Москве является доброй многолетней традицией.


 
«Мы – уральцы»

Участие студентов в конкурсе краеведческих работ в Екатеринбургском кадетском корпусе.

4 февраля 2017 года в ГБОУ КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус» состоялся Областной конкурс историко-краеведческих работ «Каменный пояс», данный конкурс проводится ежегодно в рамках областного краеведческого конкурса-форума «Мы – уральцы».

Организаторами конкурса выступили ГАУДО СО «Дворец молодёжи» при поддержке Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. В конкурсе приняли участие юные краеведы из образовательных организаций, входящих в Ассоциацию кадетских образовательных организаций, классов и клубов Свердловской области. Традиционно областной краеведческий конкурс среди кадетов, открыли: директор корпуса, зам. Войскового атамана ОВКО, заслуженный учитель РФ - Кутырев В.А.; советник Министра общего и профессионального образования СО –Лузина К.А. В конкурсе приняли участие кадеты: ГБОУ КШИ «Екатеринбургский кадетский корпус»; МКОУ «Ильинская СОШ» ГО Богданович, ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж»; «Кадетская школа-интернат» ГО Верхняя Пышма, МКОУ «СОШ №1» ГО Ревда; «МБОУ № 9» ГО Верхняя Салда; ГБПОУ СО «СПТ (кадетская школа-интернат» ГО Серов), МБОУ «СОШ №4» ГО Невьянск.

Тематика работ, представленных кадетами отражала культурно-этнографические и исторические особенности региона, его ориентированность на проблемы сохранения и развития духовной и материальной культуры народов, населяющих Урал. Студенты Красноуфимского педагогического колледжа: Колчанова М., Моховикова А., Роговская А., Лялина Е., Плотникова Е., Озорнина Е., Дьякова Д. (специальность «Дошкольное воспитание») представили на конкурс самостоятельно разработанный интернет-сайт «Моя малая Родина», куда вошли отдельно разработанные страницы: «История Свердловской области», «История г. Красноуфимск», «История д. Верхний Арий», «Моя малая Родина – село Бакряж», «Село Кленовское», «Урал в 20-веке», «Помнить, чтобы знать». Исследовательская работа студентки Глуховой Е. (специальность «преподавание в начальных классах») «Роль Б.Н. Ельцина в демократических преобразованиях России» вызвала бурные обсуждения, массу вопросов компетентного жюри, что показывает актуальность и проблемность темы исследования. Краеведческую работу - «История Красноуфимского педагогического колледжа в период 1919 по 1969 гг.», представила Сюзева С. (специальность «Преподавание в начальных классах»), новизна данного исследования заключается в том, что документальные источники данного периода истории педагогического училища не сохранились и студентка по крупицам собирала материал. Помощь и поддержку в проведении исследования оказал ветеран колледжа Протасевич Г.М. Данная работа приурочена к предстоящему столетнему юбилею Красноуфимского педагогического колледжа. Исследовательская работа Черепановой Ю. и Сальниковой К. (специальность «Преподавание в начальных классах») носит практико-ориентированный характер, так как ими разработана экскурсии по православным святыням г. Красноуфимска. Разработчики надеются, что данный проект будет востребован, как готовый экскурсионный маршрут для жителей и гостей города. Руководитель студенческих исследований, преподаватель колледжа- Караченцева А.В. Эмоционально представила краеведческое исследование, студентка первого курса Иванова Я., в котором она описала жизнь и трудовую деятельность своей прабабушки, первой трактористки села Верхний Бугалыш. Работа была высоко оценена жюри и заслужила 3 места в конкурсе. Именно данная краеведческая работа, будет представлена на III этапе конкурса «Мы - уральцы» 1 марта 2017 года в отделение туризма и краеведения ГАУДО СО «Дворец молодёжи».

Караченцева А.В.



 
C шашкой на выборы?

Казаки и Агентство по делам национальностей.

Федеральное агентство по делам национальностей разработало типовую программу по развитию казачества. На основании этого документа регионы должны будут принимать собственные программы. Проект программы опубликован на портале нормативных правовых актов.

Хотя каждый субъект может принимать собственную программу, по этому «шаблону» становится ясно, как видят себе вектор развития казачества в руководстве страны.

Предполагается, что программа должна способствовать сохранению и развитию «самобытной казачьей культуры», повышать уровень безопасности населения и популяризовать традиции казачества. Мероприятия программы должны финансироваться из региональных бюджетов, собственных средств казачьих обществ и из средств организаций, поддерживающих развитие казачества.

Первая глава базовой программы посвящена медиа. Предполагается, что казачьи общества должны регулярно рассылать пресс-релизы в СМИ, ежемесячно выпускать на региональном ТВ казачью программу, выпускать в местной прессе тематические страницы. Местные и региональные СМИ должны освещать деятельность казачьих обществ (за деньги).

Казаки также должны сформировать добровольные дружины для поддержания общественного порядка, создать казачьи аварийно-спасательные формирования, участвовать в защите угодий от браконьеров и бороться с пожарами.

В регионах должны быть созданы музеи казачества, говорится в программе. Казаки должны участвовать в значительных мероприятиях, посвящённых знаменательным датам — например, Дню Победы.

Предполагается, что каждый год в июне в регионах будут проводиться сборы казачат, каждый год казаки станут устраивать соревнования по военно-прикладным видам спорта. Казачьи общества могут создать конно-спортивные школы. Отдельным пунктом прописано создание собственных молодежных движений и проведение работы по призыву молодежи в местные казачьи подразделения.

Отдельный блок программы посвящён общественно-политической деятельности казаков. Подразумевается, что они должны «осуществлять взаимосвязь» с политическими партиями и организациями, участвовать в работе предвыборных штабов и заниматься агитацией на выборах любого уровня.

Часть программы посвящена экономической деятельности казачьих обществ. В ней сказано, что казакам предстоит разработать бизнес-планы, организовать сельскохозяйственные предприятия и создать систему аренды и субаренды земель.

Скорее всего, программа в первую очередь будет актуальна для регионов, где казачество исторически является заметной силой. Речь идёт лишь о проекте стандартной программы, которую предлагают регионам в качестве образца.


 
О традиционном казачьем оружии

«Короткое оружие казаков».

Помимо длинного клинкового и древкового оружия, которым были вооружены казаки, они имели ещё и короткое оружие решавшего многие тактические задачи, стоявшие перед казаками. Оно использовалось тогда, когда использование длинного становилось невозможно или невыгодно с точки зрения тактики (слишком близкое расстояние до противника, стеснённое пространство для действий и т.п.) или с точки зрения решаемой задачи при проведении разведывательно-диверсионных операций (скрытое ношение). Часто короткое оружие использовалось совместно с длинным (к примеру, кинжал традиционно использовался с шашкой), но часто короткое оружие выполняло самостоятельную роль.

Приведём краткую классификацию короткого оружия казаков.

Кинжал – основное оружие из коротких, которым пользовались казаки. Он представлял собой кованую стальную полосу клиновидной или копьевидной формы, клинок был обоюдоострый, рукоять из двух щёчек, приклёпанных к полосе, роль упора выполняли выступающие части (плечи) клинка при переходе хвостовика в клинок. Кинжалы были двух видов: прямые "Кама" и изогнутые "Бебут". Первый был элементом формы всех кавказских казаков, второй был любим пластунами из-за своей изогнутой формы и большой (около 60 см.) длинны. Свой первый кинжал казак получал в подарок в возрасте 3-5 лет. С этого момента кинжал становился его постоянным спутником до самой смерти, а иногда по старинной традиции, кинжал клали в гроб казаку вместе с другим оружием и флягой горилки.

Нож – был вспомогательным оружием у кавказских казаков - в отличие от донских казаков, носивших его на поясе и использовавших как оружие. У кубанцев нож выполнял в основном хозяйственные цели, но когда нужно, мог быть пушен в дело и как оружие.

Рогатка – представляла собой развилку крепкого дерева в основном кизила, с двумя заострёнными концами и яблокообразным утолщением в конце рукояти с отверстием для темляка. Рогатка была специальным оружием пластунов, являлась парным оружием: рогатки брались в обе руки, и позволяли казаку эффективно обороняться и нападать на противника, не нанося серьёзных повреждений. Иногда в острые концы вбивались небольшие гвозди для того чтобы не тупились. Это оружие позволяло обезвредить противника без фатальных повреждений, если задача стояла доставить его живым. Дерево для рогаток выбирали из твёрдых пород дуб, кизил, акация, самшит. Заготавливали его поздней поздней осенью, когда опадала листва и останавливалось сокодвижение, потому что в этот момент дерево наиболее крепко и подходит для этих целей.

Засапожник – достаточно длинный (около 40см.) железный штырь, заострённый на одном конце и обмотанный тряпкой на другом. Он носился казаком за голенищем сапога и использовался либо как метательное оружие, либо как оружие последнего шанса на один укол, и иногда спасал жизнь казаку. Засопожник делался из обломка штыка или длинного гвоздя, закалённого определенным образом.

Гасило – представляло собой металлический грузик, привязанный на веревочку с петелькой, в которую продевалась рука. Иногда это был кусок свинца, оплетённый и вставленный в небольшой (до 20 см.) кожаный поясок. Иногда в крайнем случае это был камень, завернутый в платок или кусок материи. Это оружие было одно из самых доступных и использовалось казаками при действиях в городах, когда невозможно было использовать другое оружие.

Нагайка – представляла собой кожаную плётку с деревянной рукоятью. Она была небольшая 60-70 см в развернутом виде. На конце плети крепился специальный кармашек, он назывался шлепок, куда вкладывалась свинцовая пулька. Крепилась плеть к ручке через кольцо, которое называлось гайка или непосредственно к ремешку, который был привязан к деревянной рукояти. Это было скорее травматическое оружие чем боевое, казаки пользовались им когда хотели проучить кого-то, но не хотели убивать или калечить. Она использовалась для разгона демонстрантов, наказания недобросовестных торговцев, мелких жуликов и т.д. Были и другие виды короткого оружия, которые в строгом смысле оружием не являются (колья, крючья, якорцы и т.п.). Вообще, казаки в своих действиях были свободны от стереотипов и использовали любые предметы в качестве оружия, если этого требовала ситуация.

Кинжал – был основным коротким оружием кубанского казака. Он имеет древнюю историю, которую принято вести от кабанских бронзовых кинжалов через скифский акинак - к казачьему кинжалу. Хотя по некоторым данным история кинжала ещё древнее и восходит к каменному веку, когда это был обломок трубчатой кости животного, имевший клиновидную форму и заточенный с обоих концов, рукоятью же являлся сустав с естественным расширением на конце служившим пятой кинжала. За счёт своей удачной конструкции и весовых пропорций кинжал прочно занял место главного короткого оружия казаков, пережив много поколений, используется он и по сей день.

Кинжалы были двух видов: прямые "кама", и кривые "бебут". Кама - прямой обоюдоострый благодаря своим удачным весовым пропорциям является и рубящим и колющим оружием одновременно. Правильно сделанный кинжал имеет елмань (утолщение) в передней части, за счёт чего повышается проникаемость, так же центр тяжести смещается ближе к боевому концу, за счёт этого повышается сила при рубящем ударе. Прямой кинжал из-за своей простоты и универсальности стал элементом формы кавказских казаков и пользуется ими по сей день. Официально в кубанском войске кинжал, как элемент формы, был введён 1840 году. Хотя реально использовался казаками и ранее. Это был кинжал ЧКВ (Черноморское Казачье Войско), он так понравился казакам формой своей рукояти, что в последствии казаки обрезали конец рукояти кавказского кинжала и делали подобие рукояти ЧКВ. Дело в том что с такой формой рукояти кинжал можно было брать особым хватом при котором конец рукояти упирался в ладонь а сама рукоять пропускалась между средним и безымянным пальцем наподобие свинокола и надежно фиксировалась в руке. Таким хватом можно было наносить сильные колющие удары, не теряя маневренности.

Прямой кинжал кама представляет собой стальную полосу копьевидной или клиновидной формы от 30 до 70 сантиметров длинной, зачастую с елманью, заточка обоюдоострая, ручка из двух щёчек, приклёпанных к стальной полосе. Щёчки изготавливали из рога или дерева, реже из металла, иногда сверху оковывали серебром для украшения. О заклёпках хочется сказать особо, как правило, их было три, они играли роль фиксаторов и определяли стиль работы с кинжалом. Средняя заклёпка зачастую имела форму овала и повторяла форму ладони своего владельца. Две крайние заклёпки имели вид полусфер и выполняли роль упоров ограничителей при работе кинжалом разными хватами. Были и другие кинжалы с двумя длинными и острыми заклёпками по концам рукояти, они надёжно фиксировали руку прямым либо обратным хватом. Для работы с таким кинжалом применялась своя техника более жёсткая и резкая с преобладанием уколов.

Особо хочу сказать про так называемые кинжалы под три пальца, потому что эта тема сейчас активно обсуждается и муссируется недобросовестными торговцами антиквариатом и уже получила поддержку некоторых исследователей. Печально наблюдать зарождние очередного мифа. Так вот, у кавказского кинжала есть критическая точка, которая находится по центру рукояти аккурат на второй заклёпке в рукояти кинжала. И если наносить удар снизу человеку под ребра или между ребер при этом держать кинжал плашмя и не соблюсти правильный угол атаки, то от сильного удара человек приподнимается на кинжале. Кинжал идёт на излом, так как атакующий давит своим весов на конец рукояти, а лезвие уже зафиксированно телом противника. В результате перегрузки стальная полоса лопается и кинжал ломается как раз на второй заклёпке.

Изначально эта проблема решалась двумя путями:

1. Утолщением рукояти, что вело к утяжелению кинжала, изменению его весовых пропорций и как следствие ухудшению его рабочих свойств.

2. Придание стальной полосе рукояти профиля швеллера или двутавра - это действительно повышало крепость рукояти, но до определённых пределов, и кинжалы все равно ломались, хотя и реже в сравнении с простыми (имевшими в сечении рукояти прямоугольник). Если обратить внимание на скифский акинак, то можно заметить, что его рукоять имеет форму двутавра для придания ей большей прочности, это говорит о том, что ещё в те далёкие времена эта особенность кинжала уже учитывалась.

Проблема была решена только впоследствии с использованием более качественной стали, которая завозилась из Золингена, Толедо и Златоуста. Кавказ в это время находился в блокаде, ввоз металла был запрещён, и что было делать горцу, сломавшему таким образом свой кинжал, заварить его невозможно, обрезать лезвие, чтоб сделать полноценную рукоять - не целесообразно, так как кинжал утратит свои боевые свойства. Вот и приходилось делать недорукоять. Такой кинжал менялся на годный при первой возможности. Иногда лезвие от кинжала оставлялось до лучших времен, так как металл в те времена был дорог. И в таком виде находится уже сегодня недобросовестными торговцами, к нему приделывается укороченная рукоять вот так и появляется кинжал под три пальца. Был ещё вариант, когда такие кинжалы производили изначально это парадные кинжалы, произведённые в основном в Тифлисе, они имели небольшой размер и очень дорогую отделку, являясь скорее украшением, чем оружием.

Но вернёмся к казачьему кинжалу. Свой первый кинжал казак получал в подарок в возрасте 3-5 лет. В основном это был подарок от деда, если тот был жив. Если же дед к тому моменту погибал кинжал дарил кто то из односумов деда, либо отец. Если же их не оставалось, то кинжал дарил станичный атаман и правление. С этого момента кинжал становился его постоянным спутником до самой смерти, а иногда по старинной традиции, кинжал клали в гроб казаку вместе с другим оружием и фляшкой горилки, чтоб казак не скучал в пути. Первые уроки владения кинжалом также давал дед. Он учил, как незаметно и бесшумно нападать, правильно перемещаться, уходить от атак противника, давал начальные навыки, так необходимые каждому в то время. Остальное нарабатывалось постоянными каждодневными тренировками в играх со сверстниками и старшими товарищами. Где бы ни был казак, кинжал всегда был при нём. Даже у себя дома ложась спать, казак вешал кинжал в изголовье кровати. Существовала традиция, по которой кинжал нельзя было покупать, его можно было получить в подарок, украсть, или снять с убитого врага. Считалось, что купленный кинжал не будет приносить удачи своему владельцу и будет плохо воевать. У казаков даже была поговорка «Что я армян кинжал покупать?» с намёком на слабость морального духа последних.

У казаков была ещё одна разновидность кинжала - это бебут, обоюдоострый искривлённый кинжал. Его любили больше всего пластуны из-за его размеров и формы. Дело в том, что изогнутая форма лезвия позволяет наносить более сильные рубящие и колющие удары, чем прямым лезвием. Но для нанесения таких ударов, во-первых, очень важно, чтобы кинжал подходил под человека по своим размерам относительно пропорций человека. Во-вторых, необходимо строго соблюдать углы атаки, отклонение от правильного угла даже на пол градуса приводит к потере большей части эффективности удара. Поэтому освоение техники владения бебутом требует значительно больше времени и усердия. Ещё один очень важный момент: бебутом невозможен прямой тычок из-за изогнутой формы лезвия. Возможно, поэтому некоторые пластуны предпочитали прямые штыки-тесаки от штуцеров в качестве холодного оружия.

Кинжал сопровождал казака на протяжении всей его жизни, начиная от первого маленького детского кинжала, полученного в подарок в раннем детстве от деда. Этот кинжал помогал ему учиться познавать природу холодного железа и принципы владения оружием. На протяжении жизни у казака было много кинжалов, которые он снимал с убитых врагов или доставал различными путями. До самой смерти последнего любимого кинжала, который клали казаку в гроб товарищи, провожая в последний путь, чтобы и на том свете казак мог постоять за себя.

Нож – является древнейшим оружием человека. Из-за того что казаки были вооружены кинжалами, они не нуждались в отдельном боевом ноже. Нож выполнял больше хозяйственные функции, его использовали в походе, чтоб не тупить кинжал, который мог понадобиться по прямому назначению в любую минуту. У казаков не было подкинжальных ножей, если такие и попадались, то это были трофейные кинжалы горцев. Дело в том, что у горцев была традиция они не могли использовать кинжал для хозяйственных нужд и приготовления пищи, у них для этого был специальный подкинжальный ножичек, который вкладывался в карман с задней стороны ножен кинжала. Связано это было с низким качеством стали на их кинжалах, которые гораздо хуже держали заточку и быстрее тупились, вследствие чего делались негодными для боевого применения. Ножи кавказскими казаками в качестве боевого оружия применялись крайне редко в основном когда к этому вынуждала ситуация например ломался или терялся кинжал или в ходе разведывательных операций в городах когда казак не мог носить кинжал и обозначать себя как казака а выдавал себя за кого то другого. Поэтому ножи кубанских казаков не поддаются классификации – это был в основном хозяйственный инструмент. Особой техники владения ножом у кубанских казаков тоже не было. Использовалась техника кинжала с поправкой на то, что нож был зачастую меньше по толщине, чем кинжала(не годился на укол) и имел одностороннюю заточку.

Рогатка является наименее известным казачьим оружием. Это было оружие казаков пластунов, а они старались не разглашать своих методов. Рогатка представляли собой срезанную развилку дерева Y образной формы, причем два конца у нее были заточены и являлись боевыми, а один конец был ручкой, он был снабжен утолщением и темляком, в который продевалась рука. Дерево для рогатки выбирали чаще всего кизил, его срезали в конце осени, когда опадали листья, затем сушили заготовки. Когда дерево высыхало ему придавали форму будущей рогатки боевые концы иногда обжигались для придания прочности иногда в них забивали (еще в сырое дерево)небольшие кованые гвозди чтоб конец не тупился и не скалывался. Далее уже готовую рогатку пропитывали специальными составами на основе воска или льняного масла для придания влагостойкости и дополнительного укрепления древесины. Рогатка дополняла комплекс вооружения пластуна, выполняя некоторые функции недоступные для другого оружия. Дело в том, что с помощью рогатки можно быстро обезвредить человека не нанося ему травм несовместимых с жизнью и сделать это гораздо проще, чем кинжалом, а тем более шашкой. Но все-таки основным ее предназначением была такая операция, где задачей являлось взять противника живым. Рогатка была парным оружием, казак брал по рогатке в каждую руку, когда хотел обезвредить противника. Одной рукой блокировались действия противника (сама форма рогатки способствует тому, чтобы поймать атакующею конечность) а второй наносился удар на поражение. Она являлась специальным оружием, которым пользовались казаки пластуны для проведения разведывательных операций. Она использовалась и как оружие защиты и как оружие нападения, позволяя пластунам выполнять сложные задачи брать пленных и получать ценные сведения.

Засопожник – нож, который носился за голенищем сапога отсюда и получил свое название засапожный нож. Он представлял собой металлический штырь, остро заточенный с одной стороны и обмотанный тряпкой, с другой часто использовался обломок штыка или закаленный особым образом гвоздь. Иногда засапожник выковывался специально, тогда он был трехгранным, что позволяло наносить более тяжелые и плохо заживающие раны. Это было оружие скрытого ношения. Правильно вставленный в голенище сапога он не мешал ходьбе и был практически незаметен, наружу торчала лишь маленькая головка рукояти. Иногда засапожники были парными и носились в обоих сапогах. Это было чисто боевое оружие и никаких других полезных функций не выполняло. Его использовали в рукопашной схватке как оружие последнего шанса, когда другое оружие было сломано, или утрачено. Также его использовали как метательное оружие из-за его высокой пробивной силы им вполне можно было убить человека просто метнув его, а также из-за низкой стоимости его не боялись потерять при промахе. Еще засапожник использовался как стилет когда надо было незаметно убить человека не оставив при том следов при проведении разведывательных операций . Им наносился резкий молниеносный удар в жизненно-важный орган человек не успевал вскрикнуть и практически не оставалось следов крови. Засапожники использовались казаками во всех войнах, где они участвовали вплоть до Великой Отечественной Войны и нередко спасали жизнь казаку и его товарищам.

Гасило – оружие ударно дробящего действия еще его называли кистень. Представляло собой грузик из металла с отверстием по центру, наподобие бусины, через него пропускался шнурок из переплетенной сыромятной кожи либо плотная бечевка с петлей на обратной стороне, в которую продевалась рука. Это оружие также имеет древнюю историю, оно применялось еще древними скифами как боевое оружие, когда нужно было проломить шлем или доспех противника. Это было оружие нападения и применялось тогда, когда применение другого оружия было не целесообразно. Оно приобрело популярность из-за простоты и дешевизны изготовления. Но, несмотря на эту простоту, являлось грозным оружием способным с одного удара проломить череп взрослому физически крепкому мужчине воину. Мускульная сила, приложенная к круговому движению (руки, а через шнурок к грузику, увеличивалась многократно скорость и сообщала грузику энергию вполне достаточную, чтоб пробить шлем или голову. Поэтому грузики, никогда не были большими и тяжелыми. Тяжелые грузики(около 1 фунта) использовались для другого был вариант гасила, когда грузик оплетался сыромятной кожей и дальше вплетался в короткий поясок (около 20 см.). Этот вариант казаки использовали, когда не хотели убивать противника, а лишь слегка оглушить. После удара таким приспособлением по голове человек терял сознание на некоторое время после приходил в себя, не имея серьезных травм, и вполне был годен для допроса. Особенно ценным оружием гасило было в городах когда было необходимо собрать негласную информацию не обозначив своего присутствия. Потому что гасило, позволяло носить его скрыто в разобранном виде и собирать непосредственно перед применением. Важно было знание самого принципа действия этого оружия, а собрать его можно из всего чего угодно вплоть до камня, завернутого в платок или тряпку. Это с первого взгляда незатейливое оружие помогало казакам скрытно проникать на объекты, которые пришлось бы штурмовать месяцами, устраивать диверсии, брать языков которые давали ценную информацию, да и просто спасало жизнь в трудную минуту.

Нагайка – оружие ограниченной травматичности как принято сейчас говорить. Представляла она собой плеть небольшой около 40-45 сантиметров длинной, прикрепленную к деревянной ручке около 35-40 сантиметров длинной. Крепилась плеть к ручке с помощью кольца называемого гайка (есть мнение что отсюда, и произошло название на гайке – нагайка) . На одном конце плеть имела карман, называемый шлепок в который вставлялся свинцовый грузик или пулька для утяжеления удара. Рукоять как правило делалась из твердых пород дерева, часто украшалась серебряной или золотой инкрустацией а на конец одевался серебряный стакан украшенный резьбой или чернением. Иногда рукоять делалась из ноги небольшого животного (козы, лани и тд) тогда на копыто прибивалась маленькая серебряная или золотая подкова. В сложенном виде нагайкой управляли конем для этого на конце рукояти куда крепилась гайка делалась специальная деталь кожа нарезанная опушка . Использовалась нагайка в основном для разгона дебоширов, хулиганов, демонстрантов, усмирения пьяных, защиты от собак или наказания провинившихся. То есть для таких задач, где не стояло цели физического уничтожения противника, а нужно было лишь немного проучить его. Так же нагайка использовалась для казачьих ритуалов. Когда выбирали атамана уже после избрания, но до того как он взял атаманскую насеку, его обязательно три раза били нагайкой по спине били по настоящему с протягом, а делалось это для того чтоб атаман знал каково это на собственной шкуре. Дело в том, что атаман имел власть выпороть любого кого посчитает провинившимся. После этого атаман благодарил выпоровшего за науку, брал насеку и получал всю полноту власти. Казаки очень любили нагайку, разговаривали с ней, даже иногда давали ей поручения, которые она выполняла по мере сил. Всех интересующихся этим вопросом отсылаю к рассказу Лескова Н.С. Ракушанский меламед.

В целом короткое холодное оружие казаков было столь же разнообразно, как и задачи выполняемые казаками. При выборе оружия казаки исходили из необходимостей текущей задачи, которую предстояло решать. Техника владения таким оружием хоть немного разнилась между собой в зависимости от выбранного оружия, но имела общую основу, выработанную постоянными войнами которые вели казаки. Эту основу составляла система перемещений, скруток, сводов, уходов и уклонов от атак противника а также тычков, ударов, уколов, порезов которой казак учился с раннего детства. Учил его в основном дед, потому что он был немощен и уже не мог работать, но прошел большой жизненный путь успешно(потому что дожил до того чтоб стать дедом) поучаствовал во многих боях и накопил солидный опыт, который передавал теперь внукам. Если деда не оставалось, то казачонка учил его товарищ односум воевавший вместе с дедом, оставшийся в живых. Дальнейшим обучением были игры со сверстниками, все они носили развивающий характер. К примеру, казачонку нужно было проколоть кинжалом небольшой (около одного квадратного сантиметра) листик на кусте, либо сбить нагайкой летящую муху, либо срубить шашкой прутик, воткнутый в землю с насаженной на него папахой таким образом, чтобы, когда прутик будет срублен папаха, упав, оделась на обрубок прутика торчащий из земли. Такие игры развивали ловкость, выносливость, силу и резкость удара учили казака обращаться с любым оружием на практике.

Как таковой централизованной системы обучения боевой техники у казаков не было, каждый старший мог подойти к играющим детям и исправить ошибку, допущенную ими либо показать новый элемент. За счет этого достигалась максимальная эффективность обучения. И владение коротким оружием составляло существенную долю этого обучения. Ведь от умения с ним обращаться напрямую зависела сама жизнь казака.

Культура обращения с оружием является неотъемлемой частью культуры казачества, ведь не зря кинжал является элементом костюма казака. Не умея обращаться с оружием, казак не может считать себя грамотным и культурным. Многое из этой культуры утрачено за годы репрессий, когда казаку запрещалось не то что носить кинжал или шашку, а даже хранить их дома, про нагайку уже, и не говорю. Стоило казаку неосторожно упомянуть о наличии у него таких вещей сразу приходили с обыском, и изымал все холодное оружие, что смогли найти и пускали его под пресс, несмотря на историческую и художественную ценность такого оружия. Мне попадалось несколько шашек сломанных пополам своими владельцами, которым они достались от дедов, это были кавказские шашки удивительно красивого исполнения с настоящими золингеновскими клинками. Их ломали чтоб сохранить хоть какую то память о дедах, когда уже не было времени спрятать для того чтоб не отдавать в руки сотрудников милиции которые сперва изымали, а потом отправляли их в переплавку. А хозяев соответственно в тюрьму за хранения холодного оружия. Но с реабилитацией казачества как репрессированного народа в 1991 году ситуация изменилась культура оружия постепенно возвращается к казакам, надеюсь эта небольшая статья хоть в какой то мере поможет этому процессу.

Директор музея казачества Якбаров А.В.

Источник http://www.cossacksmuseum.org/


 
С 25-летием, казаки Каменска!

Юбилей каменских казаков.

С чего в новой истории России начиналось возрождение казачества у нас, на Среднем Урале?

В декабре 1991 года в г. Оренбурге прошёл казачий Круг, возродивший Оренбургское казачье войско, а уже в феврале 1992 года в г. Каменск-Уральском Свердловской области потомки казаков, проживающие на этой территории, собрались вместе и учредили станицу Каменскую — первую казачью общину на Среднем Урале. Уже потом стали возникать различные станицы и хутора по всей территории Свердловской области, и даже сама «Исетская Линия» - всё это было уже после, а первые навсегда останутся первыми! С них началось возрождение казачества на уральской земле, за что им честь и хвала!

4 февраля 2017 года в Культурно-Досуговом Центре г. Каменск-Уральский прошли торжества, посвящённые 25-летию образования старейшей казачьей общины исетских казаков. Кроме представителей ХКО «Казачья застава» в качестве гостей в зале присутствовали казаки различных хуторов «Исетской Линии» ОВКО, атаман и казаки Среднеуральского отдела, молодёжного движения «Казачий дозор», местные жители, представители СМИ.

Сначала в малом зале МБУК «КДЦ КГО» состоялся концерт казачьей песни, «гвоздём» программы которой стало яркое выступление «Золотых родников» - ансамбля хутора «Казачья застава». Затем состоялся праздничный Круг, где после атаманского доклада казаки каменской станицы из рук своего атамана Владимира Сумина получили грамоты и памятные юбилейные нагрудные знаки, а заместитель по казачьей культуре атамана ОВКО Е.В.Бунтов зачитал приказы атамана ОВКО по чинопроизводству и вручил достойным казакам от имени генерала В.И.Романова юбилейные медали «25 лет возрождения ОКВ», поздравив всех казаков и казачек хутора «Казачья застава» от атаманского правления ОВКО. От атамана «Исетской Линии» в качестве подарка была вручена большая картина с казачьим сюжетом и икона «святых казачьего рода». Представитель администрации Каменского ГО вручил казакам КУ ХКО «Казачья застава» удостоверения народного дружинника, поблагодарив казаков за эффективное взаимодействие с государственными структурами Каменского ГО. Приняли присягу два нововёрстанных казака.

Всё закончилось общей праздничной трапезой с заздравными тостами, песнями и плясками, ведь казак без песни - не казак.

Хотя в госреестр казачьих обществ каменские казаки вошли, как ХКО «Казачья застава», прежняя община станицы Каменской за четверть века сумела сохранить свой костяк, стараясь брать «не количеством», а качеством».

Многая и благая лета каменским казакам-исетцам!!!

Юбилейный Круг каменских казаков

Из жизни каменских казаков


 
Казачата

Будни ВПК «Доблесть».

Дети - воспитанники казачьего военно-патриотического клуба «Доблесть» хуторского казачьего общества «Станица Исетская» (курень цесаревича Алексея) провели очередные занятия.

Клуб посещают школьники в возрасте 8-14 лет, всего 27 детей. К сожалению, у ВПК «Доблесть» нет своего помещения для занятий, хотя казаки — руководители клуба официально обращались в администрацию Чкаловского района. Помогает «Доблести» только православная церковь: с благословения отца Георгия в зимнее время тренировки проходят в помещении храма Казанской иконы Божьей Матери, а в летнее время — просто на улице.

ВПК «Доблесть» создан при воскресной школе храма Казанской иконы божьей матери. Инструкторы-руководители - казаки-исетцы ст.урядник С.Коломенчук и ст.урядник Д.Караваев.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Оф. страница в ВКонтакте
Контакты

ataman@islin-ovko.ru

г. Екатеринбург
Открыть контакты

Получать новости с сайта?
Войти на почту
Логин:
Пароль:
(что это)
Сайт можно прочитать на другом языке
Введите заголовок