НАШЕ ВИДЕО
НАШЕ ВИДЕО Видеоклипы, ТВ-передачи, художественные и документальные фильмы на казачью тему...

Открыть НАШЕ ВИДЕО
ДУХОВНЫЙ ГИМН КАЗАЧЕСТВА
Нажмите, чтобы услышать!
Мы рекомендуем
Конструктор сайтов LineAct - простой и удобный.
:: ::

ВЕСТИ АРХИВ

 
ЧП. Позиция «Исетской Линии» ОВКО

Внимание!

Олег Шишов и братья Дутовы являются казаками «Исетской Линии», поэтому атаманское правление 5-го Отдела ОВКО взяло под контроль тему произошедшего ЧП, его объективного расследования. Казаки своих не бросают! Официальный Сайт «Исетской Линии» объявляется главным информационным рупором, объединяющим позиции казаков-исетцев, линии адвокатской защиты и официального расследования Следственного комитета РФ.

В различных средствах массовой информации появилось много пустых слухов, откровенной лжи, сознательных провокаций, спекуляций и махинаций на эту тему: от искусственного раздувания межнационального конфликта — до использования образов казаков-участников «инцидента» в корыстных целях, пиара, не имеющего к помощи нашим пострадавшим братьям никакого отношения. Создаются банковские лже-счета по сбору стредств - якобы на помощь казакам. Будьте бдительны! Мошенники, желающие погреть руки на чужой беде, и здесь не дремлют.

7 сентября 2016 года с квартиры Олега Шишова бойцы ОМОНа сняли охрану, и теперь, согласно приказа атамана «Исетской Линии» В.А.Волкова, сами казаки вынуждены обеспечивать безопасность семьи и жилища Шишовых, организовав круглосуточное дежурство. 8 сентября в пустую квартиру Александра Дутова было совершено незаконное проникновение. Соседка стала свидетелем, как неизвестный молодой цыган через балкон и форточку проник в квартиру Дутовых, с непонятной целью был там какое-то время, потом скрылся.

Обо всех инцидентах казаки-исетцы оперативно сообщают сотрудникам Следственного комитета.


ЧП. Позиция «Исетской Линии» ОВКО


 
ЧП. Официальное - от СК РФ

В Свердловской области следователями регионального СК России

дана правовая оценка агрессивным действиям группы лиц,

которые хотели разрешить бытовой конфликт незаконными методами.

В ходе расследования уголовного дела, возбужденного по факту убийства двух лиц, совершенного с применением огнестрельного оружия на улице Депутатской в городе Екатеринбурге, следователями Следственного комитета во взаимодействии с сотрудниками полиции проведен комплекс мероприятий, направленных на установление всех обстоятельств этого резонансного происшествия.

В ходе тщательного анализа ситуации, многочисленных допросов участников инцидента, осмотра видеозаписей камер наблюдения, проведения исследований на полиграфе следствием добыты объективные подтверждения того, что в действиях группы лиц, приехавшей для выяснения отношений к частному дому по улице Депутатской в Екатеринбурге, усматриваются признаки преступления, предусмотренного ч.ч.1,2 ст.212 УК РФ (организация и участие в массовых беспорядках). В этой связи сегодня следователем регионального СК России возбуждено уголовное дело по указанной статье.

Основанием для возбуждения уголовного дела послужило то, что группа агрессивно настроенных лиц в составе не менее 16 человек, вооружённых холодным и огнестрельным оружием, на 7 автомашинах злонамеренно приехала к месту происшествия не только в целях устрашения, но и реального применения принесенного с собой оружия по отношению к лицам, которые находились в доме по улице Депутатской. Такого рода обстоятельства говорят о явном противоправном характере действий большой группы сообщников, которые, как полагает следствие, были нацелены на причинение вреда здоровью граждан и их имуществу, создание опасности для посторонних лиц, что подпадает под предусмотренное действующим уголовным законодательством определение организации и участия в массовых беспорядках.

В рамках этого уголовного дела следственной группой активно проводится комплекс неотложных первоочередных мероприятий, направленных на закрепление доказательственной базы и установление конкретных подозреваемых. Наряду с этим будут выясняться все причины и условия, которые способствовали совершению указанных преступлений. О ходе расследования и результатах выполнения конкретных следственных действий СМИ и общественность будут проинформированы дополнительно. Ход расследования уголовных дел находится на личном контроле руководителя областного СК России.

Следует также добавить, что лица, организовавшие и принявшие участие в массовых беспорядках, после произошедшего конфликта изначально поступили в корне неправильно, решив выяснить отношения со своими оппонентами, что называется, силовым методом. Подобного рода варианты разрешения конфликтных ситуаций недопустимы в условиях цивилизованного общества и правового государства. Каждый, кто посягает своими противоправными действиями на общественную безопасность, должен помнить, что действующим законодательством за такие деяния предусмотрена суровая ответственность вплоть до длительной изоляции от общества в учреждениях пенитенциарной системы.

Ссылка на новость: sledcom.ru//news/item/1065031/

Цыгана Диму арестовали на 2 месяца за перестрелку на Депутатской.

Суд посчитал, что на свободе он может оказать давление на свидетелей.

Ленинский районный суд Екатеринбурга выбрал меры пресечения для 5-х участников конфликта в Цыганском посёлке – 24-летнего цыгана Дмитрия Пестрикова и его друзей. Заседания по пяти подозреваемым шли в пяти разных залах у пяти судей одновременно.

Здание суда перед заседанием окружили полицейские в касках. Внутри тоже были усилены меры безопасности.

Дмитрий Пестриков заключён под стражу до 5 ноября. Отмечается, что такая мера пресечения выбрана из-за тяжести преступления и из-за того, что он может оказать давление на свидетелей.

Янек Князев и Руслан Оглы тоже арестованы на 2 месяца, а 19-летние Расим Григорьев и Игорь Рябов оставлены на свободе.

Решения суда больше всех ждала беременная девушка цыгана Димы Алиса Дутова. Она же дочь одного из оборонявшихся со стороны казака Шишова.

Напомним, что в 5 сентября 2016 года парней задержали на 48 часов, это произошло после возбуждения уголовного дела по статье «Массовые беспорядки». По ней организаторам грозит до 15 лет лишения свободы, рядовым участникам – до 8 лет.

Массовые беспорядки, о которых идёт речь, закончились перестрелкой у дома на Депутатской, в котором живёт казак Олег Шишов. Большинство участников событий сходятся в том, что конфликт цыган и Шишова начался накануне в доме семьи Дутовых в Горном Щите. Там повздорили друг главы семейства Александра Дутова Олег Шишов и сожитель дочери Дутова Алисы Дмитрий Пестриков. На следующий день цыган в вооружённой компании числом более 15 человек приехал к дому Шишова выяснить отношения, и всё закончилось перестрелкой.

Беременная от цыгана Алиса Дутова ранее рассказала свою версию событий прошлой субботы – якобы Дима хотел лишь поговорить с хозяином дома Олегом Шишовым, но тот вместе с её отцом и дядей первыми открыли огонь.

В итоге в конфликте пострадали 8 человек. В больницах скончались двое – 17-летний Илья Ташимов и 27-летний бывший сотрудник ЧОП «Сова» Кирилл Штриплинг. Ещё 6 человек госпитализировано.

После происшествия Олег Шишов и Александр Дутовы скрылись, но потом вернулись и сдались властям, предварительно дав интервью СМИ. После допроса их отпустили домой, а Шишова с семьёй взяли под госзащиту. А вот Алексей Дутов, который по версии следствия застрелил двух человек, так и не приехал и скрывается до сих пор. В случае возвращения ему грозит арест и суд по статье «Убийство двух лиц». Сторона защиты говорит, что он вернётся, когда следствие определится, на чьей оно стороне в конфликте. Ожидается, что это случится в ближайшую неделю.


 
Астрахань. Казачий форум

Межрегиональный казачий форум затронул острые вопросы развития казачества.

4 сентября 2016 года в здании «Цейхгауза» Астраханского кремля прошло пленарное заседание форума «Историческое, культурное, духовно-нравственное наследие казачества России: опыт Астраханской области».

Казаки Астраханской области, Москвы, Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областей, Краснодарского и Ставропольского краёв, Республики Крым собрались вместе, чтобы обсудить актуальные, а порой и наболевшие вопросы развития казачества.

С приветственными словами на сцене выступили митрополит Астраханский и Камызякский Никон, митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством Кирилл и представители казачьих войск.

Выступающие затронули самые животрепещущие темы: воспитание молодёжи, связь казачества и церкви, неофициально ведущуюся борьбу между реестровыми и нереестровыми казаками, а также роль женщины в казачестве.

О важной роли казачества в воспитании молодёжи рассказал атаман Астраханского окружного казачьего общества Константин Маркелов. «Конечно, все наши наработки, все достижения по возрождению и становлению казачества нам хотелось бы передать после себя в надёжные руки, чтобы движение продолжалось. Но просто так эти надёжные руки ниоткуда не возьмутся, их надо подготовить, над этим мы и работаем. Сейчас можно видеть, что в казачество приходит молодёжь: активная, целеустремленная, искренняя, верующая. Это очень важно. И надо дать им понять, что в казачестве можно реализовать себя по-разному. Есть возможность каждому найти дело по душе: охранять общественный порядок, заниматься сельским хозяйством и земледелием, возрождать и развивать культурные традиции, народные промыслы, возможно, заниматься благотворительностью. Буквально каждый может найти возможность себя проявить», — сказал Маркелов.

О необходимости прекратить негласную борьбу между реестровыми и нереестровыми казаками заявил управляющий Ахтубинской Епархией епископ Антоний. Он отметил, что к большому сожалению некоторые казаки вместо того, чтобы объединить усилия для достижения общей цели, заняты борьбой за звание «самого настоящего казака». Реестровые казаки (официально зарегистрированные в государственном реестре казачьих войск) зачастую считают нереестровых «ненастоящими», вторые же отвечают им полным игнорированием общественных инициатив и отказом от взаимодействия. Антоний призвал прекратить ненужные распри и задуматься о том, что благие дела надо делать сообща. Кто хочет зарегистрироваться как казак — тот может это сделать, а кто не хочет — вполне может помогать в общественной деятельности и без регистрации в реестре.

Митрополит Ставропольский и Невинномысский, председатель Синодального комитета Русской православной церкви по взаимодействию с казачеством Кирилл отметил, что сейчас каждый патриот очень нужен Отечеству и важен народу. «Не так много людей в нашей повседневной жизни присягают на верность Родине. Это важный и ответственный шаг — принести клятву верности, ведь потом её нельзя нарушить. А казаки присягают на верность вере Православной, Отечеству и казачеству. Мы, видя их желание служить Православию, Отечеству, конечно, будем всячески казакам помогать и содействовать», — сказал он.


 
Скорбная весть

13 августа 2016 года после продолжительной болезни скончался воин-интарнационалист, наш казак и старейшина «Исетской Линии», войсковой старшина Михно Константин Михайлович. Константин Михайлович кавалер Ордена «Красной Звезды», медалей «За отвагу» и «Боевые заслуги» и др. Вечная память воину — и царства небесного!


 
С юбилеем, казак!

6 августа 2016 года исполняется 60 лет духовному наставнику КУ ХКО «Казачья Застава» «Исетской Линии» ОВКО, есаулу, благочинному города Каменска-Уральского, настоятелю Храма Покрова Пресвятой Богородицы, протоиерею Таушканову Евгению Викторовичу.

Много лет отец Евгений был духовником нашего 5-го отдела Оренбургского войскового казачьего общества.

Атаманское правление «Исетской Линии» ОВКО от души поздравляет уважаемого казака, мудрого товарища и духовного наставника отца Евгения с юбилеем! Желаем батюшке душевного утешения, крепкого здоровья, неувядаемого боевого казачьего духа и духовного спасения!

2 апреля 1990 г. Евгений Таушканов рукоположен в сан диакона к приходу Покрова Божией Матери с. Волково Свердловской области. 8 сентября 1991 г. отец Евгений рукоположен в сан иерея к приходу Покрова Божией Матери (на Горе). В июле 1995 г. переведён на приход во имя Покрова Пресвятой Богородицы с. Волково, в сентябре 1995 г. назначен настоятелем этого же прихода. В 2006 г. возведён в сан протоиерея. В мае 2012 г. назначен благочинным Каменского благочиния.


 
Встреча Епископа

6 августа 2016 года казаки НО ХКО «Станица Державная» «Исетской Линии» ОВКО приняли участие в торжественной встрече Преосвященнейшего Евгения (Кульберга), возведённого в сан Епископа Среднеуральского, викария Екатеринбургской Митрополии. Встреча состоялась на Вознесенском Архиерейском подворье г. Екатеринбурга.

Во время своего торжественного входа Владыка Евгений преподал Своё Архипастырское благословение казакам и вместе с Высокопреосвященнейшим Кириллом, Митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским, возглавил всенощное бдение, состоявшееся в Храме Вознесения Господня.

Получив благословение, делегация казаков также приняла участие в Богослужении.


 
Обычай. Учимся у предков

Природные нравы казаков.

Характерной особенностью казачьей души была потребность проявить доброту и услугу вообще, а постороннему - особенно (подать оброненное, помочь поднять, поднести что-либо по пути, помочь при подъёме или выходе, уступить место для сидения, подать при общем застолье что-либо соседу или рядом сидящему. Прежде чем самому что-либо съесть или утолить жажду, казак должен был предложить рядом стоящему (сидящему).
За грех считали казаки отказать в просьбе просящего и в подаянии - нищему (считалось - лучше всю жизнь давать, чем просить). К жадному человеку остерегались обращаться с просьбой, а при проявлении жадности в момент исполнения просьбы отказывались от услуги, памятуя, что это не послужит добру.

Без молитвы не начинали и не заканчивали ни одно дело и приём пищи - даже в полевых условиях.

Предпочитали казаки за правило обходиться тем, что есть, а не тем, чем бы хотелось, дабы не быть в долгу. Долг, говорили, хуже неволи, и старались немедля освободиться от него. За долг считали и проявленную к тебе доброту, бескорыстную помощь, уважение. За это казак должен был рассчитаться тем же.

Пьяниц, как и в любом народе, не переносили и презирали. Умершего от перепоя (алкоголя) хоронили на отдельном кладбище вместе с самоубийцами и вместо креста на могилу забивали осиновый кол.

Самым отвратительным пороком в человеке считали обман не только делом, но и словом. Казак, не выполнивший данного им слова или забывший о нём, лишал себя доверия. Бытовала поговорка: "Изверился человек в рубле, не поверят и в игле".

Детям до совершеннолетия не разрешалось быть за столом во время гуляния, приёма гостей и вообще в присутствии посторонних. И не просто запрещалось сидеть за столом, но и находиться в комнате, где идёт застолье или разговор старших.

В старообрядческих казачьих семьях был запрет на курение и на выпивку, кроме вина.

Долго существовал обычай умыкания невесты, в случае несогласия родителей невесты на выдачу за неугодного им жениха. Умыкание, как правило, было по предварительному сговору молодых.

За опороченье девицы, если урегулирование конфликта не заканчивалось созданием семьи (свадьбы), виновника ожидала месть родных, двоюродных и троюродных братьев опороченной (нередко приводящая к кровопролитию).


 
Казаки - во славу десанта

Военно-спортивный праздник

«За ВДВ»!

В канун празднования 86-й годовщины образования Воздушно-Десантных Войск, 1 августа 2016 года казаки хутора Северный (атаман Евгений Бунтов) «Исетской Линии» ОВКО совместно с ветеранами афганской войны Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга, а также МБУ ДО ЦДЮ «Созвездие» и ДЮК «Новатор» организовали и провели военно-спортивный праздник «За ВДВ».

Дело в том, что из двадцати семи казаков хутора Северный пятеро проходили срочную службу в составе частей ВДВ, поэтому в военно-патриотической работе для казаков Северного тема крылатой гвардии всегда актуальна. Ведь именно десантники, как  когда-то казаки, вобрали в себя, в свои воинские умения и навыки всё лучшее, оптимальное и эффективное из военной практики и боевого опыта. Иначе на войне не выжить, не победить.

На торжественном построении в приветственной части для курсантов-участников соревнований в исполнении казаков-ветеранов ВДВ прозвучала казачья песня, было продемонстрировано мастерство фланкировки казачьей шашкой.

Соревнования «За ВДВ» проводились в целях повышения престижа у молодёжи службы в Воздушно-Десантных Войсках и Вооруженных силах Российской Федерации, для формирования здорового образа жизни и активной жизненной позиции молодых патриотов. В соревнованиях приняли участие команды по 5 человек - мальчишки и девчонки из различных военно-патриотических клубов десантной направленности в возрасте от 10 до 16 лет. Местом проведения был определён лес парка «Победы» на Уралмаше.

Соревнования проводились этапами в форме выполнения различных задач, выполняемых одновременно всеми участниками команды:

1 этап

1. Проверка на знание воинских званий

2. Снаряжение магазина АК-74

3. Оказание первой медицинской помощи

4. Стрельба из пневматической винтовки

5. Метание гранаты

Зачётное время на финише по последнему участнику команды.

2 этап

1. Установить радиосвязь с каждым участникам команды

2. Сборка АК-74М. Установить связь по рации с командиром

3. Вынос раненого из зоны радиоактивного заражения. Установить радиосвязь с командиром

4. Стрельба из пневматического пистолета. Установить связь по рации с командиром

5. Определить тип боеприпаса. Установить радиосвязь с командиром

Зачётное время на финише по последнему участнику команды.

Для юных зрителей, которых собралось тоже не мало, была проведёна викторина на знание военной истории России.

Победитель соревнования определился по сумме наименьшего времени прохождения этапов. Но в таких соревнованиях не бывает проигравших, ведь, как говорят десантники, «Победишь себя — станешь непобедим!»

После соревнований состоялась военно-полевая трапеза, а также подведение итогов, выдача дипломов и памятных подарков участникам и победителям.

Слава ВДВ! Слава Богу — мы казаки!

Спецкор А. Кошелева


 
В посёлке Сарапулка

Казаки на Дне посёлка Сарапýлка.

30 июля 2016 года по приглашению местной администрации казаки «Исетской Линии» ОВКО из хутора Кашинский и хутора Северный во главе с атаманом отдела войсковым старшиной В.А. Волковым приняли участие в праздновании дня посёлка Сарапýлка Свердловской области.

К 12:00 часам в центре посёлка Сарапулка на лужайке возле стадиона казаки разбили свой бивак. Для сельчан исетцы привезли свою передвижную выставку исторического казачьего вооружения и традиционных музыкальных инструментов, от которой не было отбоя, ведь все экспонаты можно было потрогать своими руками.

Была организована «точка» по разборке и сборке автомата АК-74. А демонстрация фланкировки шашкой, рубка лозы и бутылки, песнопения и наигрыши под гармонь, гусли, балалайку и казачью колёсную лиру собрали много слушателей, пришедших на народные гуляния в честь Дня посёлка. Сельчане много спрашивали, искренне интересуясь бескрайней казачьей темой, историей казачества на Урале, современной жизнью казаков. Были среди зрителей и те, кто вспоминал свои казачьи корни, тут же начиная рассказывать о них, показывая старинные фотографии своих казачьих предков с георгиевскими крестами.

Когда-то в этих местах, ещё во второй половине 17 века проходили казаки, остатки отрядов Ермака Тимофеевича, и даже местечко — деревня Становая — была заложена и обжита ими.

Передвигаясь по Среднему Уралу, не перестаёшь удивляться, как много у нас мест, овеянных казачьей славой: старинных, забытых, но жадно ждущих разгадки своих корней.


 
Изучая казачий фольклор

С.Черницын

КАЗАЧЬИ ОБЫЧАИ И ПРИМЕТЫ, ОТРАЖЁННЫЕ В ФОЛЬКЛОРЕ.

Воинская обрядность донского казачества все ещё остаётся малоизученной областью этнографии. В работах донских исследователей прошлого и начала нынешнего веков накоплен интересный материал, характеризующий различные её аспекты. Однако специальных исследований по этим проблемам нет, о чём более подробно говорится в моей статье, посвящённой ритуалу казачьих проводов на службу.

Настоящая статья продолжает изучение компонентов воинской культуры донских казаков (обычаев, гаданий, примет), связанных с действительной военной службой. Хронологические рамки работы охватывают период с XIX по начало XX вв, когда оформились основные принципы её прохождения. Некоторые обычаи и приметы были записаны в начале 1980-х годов во время полевых исследований в станицах Вешенской, Митякинской, Старочеркасской и их хуторах. В качестве источников привлекались также фольклорные тексты. Автор исходил из того, что в них, пусть и в редуцированном виде, отражены конкретные культурные реалии, в том числе и сведения о ритуальных действиях. Для проверки достоверности сведений, содержащихся в фольклоре, целесообразно сопоставлять эту информацию с письменными источниками.

В исследовании поставлены следующие задачи: во-первых, обобщить собранные по теме сведения; во-вторых, определить, по мере возможности, смысл тех или иных явлений. В-третьих, используя данные о других группах казачества, а также русского населения, обозначить распространение и этнические корни описанных обычаев и примет.
Знакомство с материалом позволяет говорить о представлении, что перед уходом на службу служилый должен получить прощение у станичников и близких, чтобы на него «не держали зла». С этим связан, на наш взгляд обычай, бытовавший в хуторах ст. Митякинской, перед уходом на службу целовать все иконы в доме. Он перекликается с действиями на проводах у северных великоруссов, когда в Олонецкой губернии рекрут не только обходил комнаты в доме, молясь и падая ниц, но и, попрощавшись с родными и близкими, просил прощения у домашних животных. Интересны наблюдения М.Чайковского за проводами на службу у майносских некрасовцев во второй четверти XIX века.

Последние в своей культуре сохранили много общих признаков с культурой донских казаков. По данным М. Чайковского, вооружённые казаки, собравшись на площади: по очереди проезжали на конях перед стариками и атаманом и каждый спрашивал: «Нет ли милосердного человека, который взял бы на себя попечение перед Богом о моей грешной душе?» Если он был хорошего поведения, то один из стариков отвечал: «Я (имя и прозвание) беру попечение о твоей душе перед Богом, буду молиться, чтобы Бог сохранил тебя для покаяния в грехах, а ты привези за то нам военную честь и доброе казацкое имя». Если же человек был дурного поведения, то ему отвечали молчанием. Все были уверены в его гибели, т.к. нет поручителя. Не исключено бытование подобного обычая и на Дону. Прощание с «обществом» отражено и в малорусских песнях:

«… Як пойихав казак пид корщомку,
Низенько склонився,
Прощай, прощай уся громада,
Може с ким сварывся …»


С прощением связано и обязательное родительское благословение.В одной из малорусских дум сестра упрашивает уез-жающего казака, поссорившегося с родителями:

«...Ты, брате, сего не гневися,»
Назад завернися, Отцеви своему и пани-матци в ноги уклонися,
Будеш ты, брате, на чужой стороне пробувати,
Будет тоби, брате, Господь помогати…»


Поучительна в этом отношении дума об Иване Коновченке. Суть её – конфликт между матерью и сыном. Иван уходит без благословения и, совершив подвиги, гибнет. Умирая, казак говорит:


«Не булатными шаблями мене рубали.
Не ордынськымы стрилами з коня сбывалы,
Се мене отцева молытва, та матерыни слезы побылы»


П.Житецкий писал, ссылаясь на слова одного лирника, что думу просили исполнять родители непокорных детей и парубки, которым предстояло идти в солдаты.

Немало примет и гаданий было связано с конём, что объясняется характером казачьей службы. В преданиях и фольклоре конь косвенно характеризует своего хозяина. Это особенно типично для былинной традиции. Илья Муромец на пиру у князя Владимира принимает угощение и, поблагодарив, говорит: «…Только мой товарищ не сыт и не пьян...». А затем отвечает на вопрос князя: «А мой товарищ – добрый конь!». Каков конь – таков и владелец. В одной из донских былин, опубликованных В.Миллером, Змей Тугарин является к князю на пир. Его конь – «лютый зверь» – заржал по-звериному, пугая окружающих. И лишь конь Алёши Поповича «....не ворохнется стоит». По его поведению Тугарин определил: «Мне туг супротивник есть».

Представление о связи между служилым и его конём проявилось в обычае, бытовавшем в некоторых станицах Дона (например, в ст. Старочеркасской), по которому при проводах коня казака, а порой – и всадника украшали цветами. По описаниям в 1914 году после молебна священник кропил святой водой не только уходящих на войну, но и их коней. Известны акты, когда освящали снаряжение вообще. Ещё во время Ливонской войны датский посланник Яков Ульфельд писал, что у русских «когда пушки с места трогают, приходит священник, и окропляет оные священной водой, пениями и молитвами российскими просвещая».

П.Арефин оставил описание проводов на германскую войну казаков ст. Бессергеневской. В нём имеются трагические сцены, когда мальчик просит коня, чтобы тот привез отца живым и, когда жена, предчувствуя скорую разлуку с мужем, плачет над его конём».

Представления о связи всадника и коня отразились при толковании примет, снов, в гаданиях. На Дону встречалась примета: если приснился казак без коня, то он или в плену, или с ним несчастье. Думается, это повлияло на фольклорные сюжеты. Так, в донской песне «Молодец после кровавой битвы» представлен:


«В одной тоненькой в полотняной во рубашечке,
Что в той-то было во кермазинной черкесочке.
У черкесочки рукавчики назад закинуты,
И камчатны её полочки назад застёгнуты,
Басурманскою они кровию по забрызганы.
Он идёт, удал добрый молодец, сам шатается,
Горючею он слезою обливается,
Он тугим-то своим луком опирается…».


А на вопрос матери иносказательно отвечает, что его турецкий царь напоил «тремя пойлами»: саблей острой, копьём метким, пулей свинчатой. Образ смертельно раненого казака в песне соответствует примете. Также, если во сне конь не осёдлан, не зануздан, худ или уныл, то с хозяином горе. Эта примета бытовала не только у донских казаков. В песне гребенских казаков говорится, как по «шлях-дороженьке» проходил казачий полк:


«...За полком-то идёт раздушечка, душа добрый конь;
Седельце на нём черкесския на боку висит,
Подпруженьки его письменные в спину врезались,
Стремянница его по копытам бьют»


В фольклоре конь выступает как вестник смерти. Так, в одной из песен умирающий казак напутствует коня:


«Оборви-ка, канёчик, шалкавыя повода,
Пабеги ка, канёчик, ты на Тихай Дон
Не давайся, канёчик, Шамиль-горскому,
Отнеси ты письмо к родному батиньке,
Родному батиньке, роднай маминьке,
Молодой моей жене всю правду расскажи…»


Имеются различные варианты песни, в которых конь, будучи вестником смерти, должен избежать встречи со «злой ордой», «злодеем турчином», шведами и т.д.

В думах также умирающий казак пытается передать родным сообщение о смерти. Вестниками являются ворон, орёл, сокол, но чаще – конь:


«Тебе турчын не поймае,
А татарын не всидлае
Бижы, конь, все лугамы,
Та все бытымы шляхамы...»


А дома он должен сказать, что хозяин женился, «наняв соби паняночку, в чистым поли земляночку».

Подобные представления имели под собою основание. Ещё в прошлом веке казаки верили в способность коня добираться домой. В рукописном фонде Х.И.Попова имеется запись: «В старину, как рассказывают, часто бывали такие случаи: убьют или возьмут в плен казака злые татары: а конь его, не пойманный врагом, пустынными степями, по звездам, пробирается на Дон, прямо на двор своего хозяина, и тут-то начинаются «над ним слезные причитания престарелой матери или молодой жены».

Подобное представление отражено и в великорусских песнях. Так, в изданном в 1895 году сборнике А.И.Соболевского приводятся варианты популярной в XIX веке песни «Завещание раненого молодца». Здесь также умирающий молодец просит коня:


«Ты, мой добрый конь, слуга верный мой!
Поезжай один на святую Русь,
Поклонись от меня отцу, матери,
Челобитье моей молодой жене,
Благословенье скажи малым детушкам...».


Как исключение к сказанному можно назвать один из вариантов песни об И.Краснощёкове, где герой, попав в засаду, перед гибелью рубит коню голову:


«Не достанься же, мой конь,

Не достанься, ты, шведу подлому…»



Распространённой приметой в воинских ритуалах является потеря головного убора, что истолковывается как гибель человека. При сборе полевых материалов её вспоминали почти все информаторы. Встречается она и в русском фольклоре. Причём это происходит и сочетании с другими потерями, например, «распоясался золотой колчан», рассыпались «калёны стрелы». В песне обычно содержится разгадка:


«…Сопадала у тебя с головы кунья шапка,
Это пропадёт твоя буйная головушка,
Распоясался твой золотой колчан –
То мне, есаулу, быть крепко ранену;
Рассыпались калены стрелы —

то казаки наши на побег пойдут»


В некоторых вариантах сюжета встречается разыгравшийся конь. В одной из песен о Ермаке, записанной на х. Камышине Раздорской станицы, атаману снилось:


«…Будто конь мой, коник воронённый,
Разыгрался, ой да, подо мной,
Ой да, разыгрался, ой да разметался
Под удалым Ермаком…»


И далее говорится о потере шапки, об оторвавшемся луке с колчаном и рассыпавшихся стрелах. Разгадка гласит:


«Скоро-скоро быть тебе убитому,
Коню вороному подстрелену,
Ой-да молодой жене быть вдовой целый век».


Имеются и другие редакции. В одной из песен, опубликованной в 1897 году, из записей А.Карасёва, герою также снилось:


«… Будто конь мой вороной,
Разыгрался подо мной.
Разыгрался, расплясался, под удалым молодцом,
И свалилась кунья шапочка сы буйной головы,
Оторвался лук с колчаном сы правой стороны,
Мелки стрелочки оттеля порассыпалися...»


Герой песни безымянен и обращается вообще к «атаманам-молодцам». Сон разгадывает мать, предсказывая; что:


«На службице, родимый, и убитому быть,
Вороному-то коню быть подстрелену»


При разных вариантах мы видим, что разыгравшийcя конь истолковывается как дурное предзнаменование, связанное с гибелью, а через другие приметы — и со смертью героя. Известны и другие сюжеты. В фонде Х.И.Попова приводится текст былины, не вошедшей в сборник донских народных песен Савельева. В ней князь Владимир вызывает желающих на скачки. Залогом является «буйная голова». Все уклоняются за исключением Ванюши Гардиновича. Перед скачкой его «Конь заиграл, на нём шубу изорвал…»

И хотя присутствующие отговаривают молодца от состязания, Иван не верит примете: «…Я поболе поживу, Себе шубу наживу А такого коня, мне вовеки не нажить...». Действительно, конь не только выигрывает скачку, но и помогает герою советом. Приведённый пример все-таки представляется исключением. Примета чаще оценивается как плохая. На х. Пигаревском Вешенской станицы, по рассказам старожилов, если при проводах на службу конь «взыграет и понесёт», то это — дурное предзнаменование. Тому есть рациональное объяснение — ненадёжный конь может подвести всадника. Но главное, на наш взгляд, это представление, что конь предугадывает судьбу хозяина. Оно распространено очень широко. На Дону перед уходом на службу присматривались к коню. Его унылый вид — плохая примета. На русском севере при проводах рекрута, когда готовились сесть в сани и ехать на призывной пункт, также наблюдали за лошадью. Если она не стояла смирно, а переступала с ноги на ногу, была беспокойной, то это также расценивалось как плохое предзнаменование. В одной из песен, записанных у оренбургских казаков, молодец готовит коня к походу и спрашивает:


«Что же ты, конёк, не весело стоишь,
Не весел стоишь, не радостный.
Ты повесил свою буйную головушку
на правую сторонушку.
Али ты чуешь, конёчек, под собой невзгодушку?»
И далее конь отвечает:
«Мне, конёчку, быть подстрелену,
А тебе, хозяин, быть убитому...»

В исторической песне «На Литовском рубеже», записаной в Сибири в XVIII веке, но датируемой второй половиц XVII века, дворянин из-под Смоленска собирается в полки царские. Он обращается к коню, почему тот печален, отказывается от «травы зеленыя» и воды. На что конь отвечает, что на службе:


«…Мне коню быть подстрелену,
Быть тебе молодцу в поимании…»


Несмотря на храбрость героя, предсказание сбылось:


«А пало молодцу на ум несчастье великое,
Что ему добрый конь наказывал
Изгибла головушка ни за едину денежку»


Примета отразилась и в исторических документаx. Польский хронист Несецкий писал, что перед смертью С.Чарнецкого, непримиримого врага России и православия, «…конь его, чрезвычайно быстрый, во время болезни своего всадника, не употреблял никакой пищи, рыл только копытами землю и по смерти Чарнецкого издох».

Со службой были связаны различные гадания. Например, в песне служилый в чужой стороне тоскует по дому, отправляется на гору, где лежат «два камня белые».


«Ай, я возьму эти камушки, ей эти вить два кады два камушка.
Вдарю вить я приударю, вдарю приударю.
Ай из которова ой да камня ей из какова када из камушка
Агонюшка брызнет, агонь брызнет
Ай ну из той толька лишь да стороны.
Ай сы этай да стараны, ой сы
Старонушки ка мне вести придут....».


Очевидно, перед нами один из вариантов гаданий c камнем. Интересные сведения о них с использованием этнографических данных по культуре украинцев приводит Н.Ф. Сумцов. Но у него речь идёт о прислушивании к камню,. Например:


«...Стоить камень край дориженьки,
Припадайте та и гадайте,
Тильки мене не обсуждайте...»


Он также использует факты из этнографии народов Западной Европы. В подобной же ситуации с камнем совершаются активные действия. Над раскрытием их смысла и выявлением аналогий ещё предстоит работать.

Более известно гадание по месяцу. В ясную лунную ночь гадальщица выходила на середину двора и заставляла мать или не получающую вестей жену служилого смотреть внимательно на полную луну. Из записей Х.И. Попова: «...И мерещится им, что проходит через месяц весь казачий полк, казак по казаку, все радостны и все веселы, а их кровного все нет, да нет. Позади только всего полка, что называется в хвосте его» показывается их желанный — пеший, усталый и чёрный как запуха».

Здесь признаками беды являются: вид казака, отличающий его от весёлых сослуживцев; отсутствие коня, и, наконец, положение его позади, в конце колонны. В казачьем фольклоре немало песен, где поётся об отставшем казаке, который «плачет-убивается», пытаясь догнать товарищей. Представляется интересным описание И.И.Железновым возвращения в начале XIX века уральских казаков из похода. Мать, незнающая о гибели сына, спрашивает проходящих казаков: «Подгорнов, родные мои, где Маркиан?» На это проходящие сотня за сотней отвечают: «...Сзади, матушка, сзади!» И далее: «…Когда и обоз проходил, то казаки, кивая головою, говорили: «Там, сзади, родная!» Тут только старуха догадалась, что осиротела навеки».

Очевидно, перед нами архаическая форма оповещения, её не называл никто из информаторов. Можно предположить, что отголоски обычая, утратив первоначальный смысл, сохраняются в песенных сюжетах. В одной из песен, например, поётся, как при возвращении казаков из похода сбегаются встречающие:


«Ой, градом сыпались вот вопросы:
Ой, жив ли муж-отец родной?
Ой, солдаты они отвечают:
Ой, все едут позади...»


Существовал обычай: в случае гибели казака его конь и имущество возвращались домой. В станице Митякинской старожила говорили, что это обязательное правило, так как конь служилого принадлежит его отцу, снаряжавшему молодого казака на службу. В этом случае речь шла не о войне, а о действительной службе. Однако сохранение и возвращение коня практиковалось и в походе. Примером тому — судебные разбирательства. Так, 1 января 1777 года в Войсковой канцелярии слушали показания казака из станицы Нижне-Чирской Василия Чехонина. Будучи на Кубани в полку Е.Барабанщикова, он заболел, был отправлен в Черкасск, где и получил отставку. Суть конфликта в том, что в его отсутствие в полку командир «его лошадь и пару арчаков при собрании там Круга распродал». А поскольку В. Чехонин — не дезертир, то поступок полковника рассматривается как беззаконие. После гибели под Цорндорфом Г.Капниста, известного предводителя слободского украинского казачества, его коня и имущество должен был доставить домой казак. Когда в дороге животное пало, не имея возможности привести коня живым, он снял и привез конскую шкуру.

В казачьих песнях часто встречается сюжет, когда при возвращении товарищи ведут коня погибшего и несут его имущество. Например:


«...Все друзья, братья, товарищи из похода идут,
А моего дружка коня ведут.
В тороках везут его рубашечку кровавую»


Или:


«...Ой-да устань, праснись,
Устань, праснись, маладая удава.
Ой-да всех жён мужья,
Чужих жён мужья со службицы идут,
Тваво мужа, тваво мужа варана коня ведут,
Ой-да, сиделице, сиделице на белых руках несут»


Очевидно, в прошлом коня можно было оставить другу либо ученику. В украинской думе о Фёдоре Безродном казак, умирая, отдает коня оруженосцу — джуре. Перед этим он испытывает джуру: «А що не ледай — кому моя худоба буде доставати».

В заключение назовем ещё несколько обычаев, связанных с возвращением со службы.
В некоторых станицах Дона, встречая мужа, жена кланялась в ноги сначала ему, а затем коню, благодаря за то, что привёз казака живым. И наоборот, было принято упрекать животное в случае гибели хозяина. Вот описание оплакивания из опубликованной в 1862 году статьи в газете «День». При встрече матерью сослуживцев погибшего казака, его друг отдаст ей коня. «А она болезненно вскрикнула, так что вся толпа дрогнула, быстро бросилась к лошади, повисла у неё на шее да так и замерла. «Горемычная ты лошадушка, сиротинушка ты непричастная! Куда же ты девала свово хозяина доброва, мово чадушку кровучую? Зачем ты не принёс к нам его ненагляднова? Зачем ты не берёг яво от злой пули вражеской? Осиротил ты нас горемычных!». В станице Старочеркасской автору рассказывали о гибели в 1912 году станичника, которого зашиб копытами конь. Также, оплакивая, упрекали коня. Информаторы подчеркивали, что животное понимает случившееся. Ситуация отражена и в фольклоре:


«Ай, строят, строят тому казачечку
Вот и строят младцу домовину,
Ой, да, младца несут да коня ведут.
Вот и конь голову с горя клонит»


По описанию К.Абазы после гибели героя Кавказской войны генерала Слепцова, его хоронило все казачье население Сунженской линии. Матери сажали на крышку гроба грудных младенцев. Старики с укоризной смотрели на сподвижников генерала. И были упреки коню: «Ишь, волчья сыть! Не сумел уберечь, а сам-то цел!». И Железнов приводит сведения о неудачной стычке яицких казаков с киргизами на р. Барбатовой в начале XVIII века. Виновной объявили лошадь атамана, сбросившую хозяина, и приговорили её к смерти. Несчастное животное было привязано к столбу посреди площади и умерло от голода.

Нами рассмотрены лишь некоторые обычаи, приметы, гадания, связанные с прохождением военной службы. Даже первоначальное знакомство показывает перспективность дальнейшей работы в этом направлении.

Можно обратить внимание на распространение примет, связанных с конём, что соответствует характеру военной службы. Вместе с тем, не выявлены в подобном объеме приметы и гадания при помощи оружия. Случайно ли это? На вопрос ещё предстоит ответить.

Рассмотренный срез традиционной культуры показывает синтез различных религиозных представлений, но обрядовые формы, в большинстве своём, связаны с христианским мировоззрением. Отметим, что не только обычаи и приметы, но и фольклорные формы, их отражающие, находят аналогии в ритуалах других групп казачества, а также у русских и украинцев. Однако, это не позволяет с уверенностью говорить об их восточно-славянских этнических корнях, так как собранный материал нуждается в сопоставлении с кавказским и азиатским.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Оф. страница в ВКонтакте
Контакты

ataman@islin-ovko.ru

г. Екатеринбург
Открыть контакты

Получать новости с сайта?
Войти на почту
Логин:
Пароль:
(что это)
Сайт можно прочитать на другом языке
Введите заголовок