| Вернуться на исходную страницу

ВЕСТИ АРХИВ

Заколдованное слово

«КАЗАК».

«Определимся в терминах, и половина человеческих споров исчезнет», - призывал в свое время Рене Декарт. Увы, для историографии казачества терминологический консенсус нехарактерен. По истории казаков написаны горы литературы, но до сих пор ученые практически не обращались к вопросу о том, насколько вообще справедливо объединение различных групп людей в рамках одной конструкции «казачество»? Вряд ли серьезного специалиста удовлетворит та «расшифровка» понятия «казак», которую переводчики называют «буквальным переводом»: «казак» - производное от тюркского "вольный человек".

Между тем исследователи казачества сплошь и рядом принимают этот перевод как некую историческую аксиому, не требующую развернутых доказательств. Однако поиск адекватных смыслов понятий "казак" и "казачество" нельзя свести и к специальным этимологическим штудиям. Разве корректно рассматривать как единый феномен донских казаков эпохи позднего Средневековья ("вольных людей") и уссурийское, забайкальское казачество рубежа ХІХ-ХХ веков, запорожское "лыцарство" и "Игнат-казаков", казаков Московской Руси, относящихся к категории "служилых по прибору", и "воровских казаков" Ивашки Заруцкого, "советских казаков" и участников коллаборационистских частей и соединений? Является ли казачество этносом или субэтносом русского народа? Можно ли говорить об автохтонном происхождении казаков? Справедливо ли видеть в казаках рыцарей православия и авангард российской государственности?

История казачества во все времена была одной из приоритетных исследовательских проблем отечественной историографии. Однако авторы трудов по казачьей истории практически не изучали её как комплексную проблему, ограничивая свои исследования узкими хронологическими и географическими рамками, обращаясь, к примеру, к международной ситуации в Северном Причерноморье или на Дальнем Востоке. Отсюда и "смешение понятий", и односторонние подходы, и отсутствие консенсуса по базовым терминам и понятиям, от которых оказались несвободны и дореволюционные, и советские, и эмигрантские, и современные историки.

С. М. Соловьёв, В. 0. Ключевский, С. Ф. Платонов были историками российской государственности, а потому казачество интересовало их в первую очередь как исторический конкурент политических и управленческих институтов России, как вызов антигосударственных "воровских" сил московскому (и в меньшей степени петербургскому) Левиафану. Отсюда и взгляд Соловьева на казачество позднего Средневековья как на силу, которая для России "иногда была опаснее самих кочевых орд". В противостоянии казачества и государства последнее виделось Соловьеву носителем цивилизаторского начала: "Против призыва Петра к великому и тяжелому труду, чтоб посредством него войти в европейскую жизнь, овладеть европейской наукой, цивилизацией, поднять родную страну... против этого раздался призыв Булавина: "Кто хочет погулять, сладко попить да поесть, — приезжайте к нам". Соловьев, а вслед за ним и Ключевский залог благополучного развития российской государственности видели в укрощении степной стихии[1].

Черноморский казак. Раскрашенная гравюра неизвестного художника конца XVIII - начала XIX века.От односторонних подходов оказались несвободны и донские историки дореволюционного периода, в центре внимания которых была местная, а не общероссийская история. Ответом на "негативизм" Соловьева и Ключевского стали труды, "реабилитирующие" казачество за участие в антигосударственных движениях XVII—XVIII веков. Получалась концепция государственной школы, перевернутая с ног на голову.

В. М. Пудавов делал вывод о казаках как о "людях царелюбивых и мужественных", а М. X. Сенюткин собрал значительный фактический материал, доказывающий абсолютную лояльность Войска Донского монархии в период пугачевского выступления.

Ряд донских авторов пытались нарисовать исторические портреты казаков — защитников "Веры и Отечества" даже в эпоху Смуты[2].

Идеологическая заданность отличала и исследования советских историков, в центре внимания которых оказалось участие казаков в крестьянских войнах, революциях и Гражданской войне[3]. Схожие проблемы возникают и при чтении трудов зарубежных исследователей. Так, Э. Хобсбаум, обратившись к анализу социальной природы казачьих сообществ эпохи позднего Средневековья, охарактеризовал их как "социальных бандитов", а само казачье сообщество XVI—XVII веков идентифицировал как "social banditry"[4]. Но при этом без ответа остается вопрос: как стала возможна эволюция "социальных бандитов" в слуг Российской империи при Петре Великом?

Бунтарями и воинами назвал казаков современный ростовский историк В. И. Лесин[5]. Данное определение очень точное и емкое, но в то же время оно оставляет без ответа многие важные вопросы: как стали возможны подобные метаморфозы (путь из бунтарей в воины и обратно), были ли они вызваны к жизни исключительно политической конъюнктурой или имели под собой мощный исторический фундамент? Как казакам на протяжении почти четырех столетий удавалось одновременно сохранять репутацию и стражей империи, и свободолюбцев? По каким причинам вчерашние бунтари, отказывавшиеся под угрозой царской опалы и блокады Дона "целовать крест" российским государям и о которых, по их же собственному суждению, в Московском государстве было "некому тужить", превратились в опору империи и почему "Дон стих"? Почему казаки, активно (и в разных формах) сопротивлявшиеся установлению советской власти и большевикам, в середине 1930-х были востребованы строителями "нового мира", а в конце 1980-х стали их идеологическими наследниками? Можно ли говорить о казачестве как о едином феномене, не пытаясь провести типологизацию (классификацию) различных групп казаков?

Думается, ответ на все эти непростые вопросы целесообразно начать с главного субъекта казачьей истории: что мы понимаем под словом "казак". Не делая этого, мы, по сути, обезглавливаем тело казаковедения. Как уже отмечалось, буквальный перевод слова "казак" не может считаться удовлетворительным. Очевидно, что понятие "вольный человек" ("скиталец") характеризует лишь определенную группу казачества в определенный период (Дон, Волга, Яик, Терек, Днепр в период позднего Средневековья).

На мой взгляд, за основу может быть взято определение, данное Владимиром Далем в его знаменитом "Толковом словаре". Переводя слово "казак" ("вероятно, от среднеазиатс[кого] казмак, скитаться, бродить, как гайдук, гайдамак, от гайда; ускок от ускочить, бежать; бродяга от бродить и пр."), великий собиратель попытался "расцветить" это понятие. Казак, согласно Далю, — это "войсковой обыватель, поселенный воин, принадлежащий к особому сословию казаков, легкого конного войска, обязанного служить по вызову на своих конях, в своей одежде и вооружении..."[6].

В определении Даля сразу обращает на себя внимание то, что "казак" — многоплановое, многосоставное и полифункциональное понятие. Это и "вольный человек" (скиталец), говоря современным языком социологической науки, маргинал по отношению к государству (вообще социуму), выходцем из которого он является. Это и представитель определенного сословия, имеющего набор прав, привилегий и обязанностей. Это и род военной службы (легкий конник или пластун). Казак — также "войсковой обыватель", представитель особой, отличной от других частей государства административно-территориальной единицы — войсковой области, а не губернии. Принадлежность к казачеству предполагает и особое самосознание, и самоидентификацию. Иначе откуда у тех же крестьян Малороссии, переставших быть казаками, стремление отождествить себя с казачеством?

Как видим, понятие "казак" предполагает несколько определений в рамках одного. Именно на этой основе необходимо классифицировать казачьи сообщества, отказавшись от популярных в последнее десятилетие искусственных противопоставлений "этнос (субэтнос) — сословие", равно как и от эмоционально окрашенных оценок и обобщений, доставшихся современной историографии "по наследству". Заметим, что попытки классификации казачества уже предпринимались, однако, как правило, они ограничивались периодом до 1917 года.

Казак-грабитель. Раскрашенная гравюра неизвестного художника конца XVIII - начала XIX века.Существует точка зрения, что казаки — субэтнос русского народа. Но кем в таком случае являются украинские казаки (запорожские и реестровые), донские казаки- калмыки и забайкальские казаки-буряты? Очевидно, что этнические процессы в казачьих сообществах невозможно свести к этноассимиляционным. Спору нет, значительная часть представителей тюркских, монгольских и в гораздо меньшей степени европейских этносов, вставших в казачьи ряды, утратила со временем свою идентичность. Но в том же Войске Донском существовали этнически отличные от основного массива группы "донских татар" (происходящих главным образом из ногайцев) и уже упомянутых донских калмыков (число последних, поданным переписи 1897 года, составляло 27 199 человек).

Можно ли считать единой в этническом отношении группой кубанских казаков? Обзор Кубанской области за 1911 год давал на сей счёт однозначный ответ: «С 1860 г. черноморцы и линейцы соединены в одно войско, но несмотря на то, что с этого времени прошло 50 лет, до сих пор в жизненном войсковом обиходе сохранилось подразделение на черноморцев и линейцев с добавлением ещё и закубанцев»[7].

Ещё один тезис, часто звучащий в историографии: «Казаки — рыцари православия». Но в таком случае закономерен вопрос: какого направления православия? На 1 января 1901 года число старообрядцев в Уральском войске составляло 63 346 человек, или около половины всех уральских казаков. На Тереке удельный вес сторонников "старой веры" был равен 15,6 процента, а на Дону — 10,1 процента[8]. В Оренбургском же войске в 1915 году числилось 25 706 человек старообрядцев и сектантов. В образ "рыцаря православия" никак не вписывается и такой известный общественный деятель Дона, как Б. Н. Уланов (депутат Учредительного собрания, один из авторов Основных законов Всевеликого войска донского (1918). В одном из своих выступлений в годы Гражданской войны он заявил: "Я — сын маленького народа, но мой народ гордится своим братством с казаками. И я, калмык, идущий за Буддой, не хочу верить, чтобы казаки братья не столковались, не поняли друг друга"[9]. "Игнат-казаки", сохраняя приверженность "старой вере", выступали проводниками политики Крымского ханства и Османской империи. По словам П. П. Короленко, "крымские ханы со своей стороны уважали некрасовцев, любили и доверяли им более, чем своим татарам, за которыми казаки даже присматривали на Кубани..."[10].

Донской казак. Раскрашенная гравюра неизвестного художника конца XVIII - начала XIX века.

Казачество многими поколениями исследователей рассматривается как уникальное российское явление. Но казачьи общины почти одновременно формировались и за пределами Московского государства — на Украине, входившей на тот момент в состав Речи Посполитой. Казачьи сообщества существовали и в пределах Крымского ханства и Османской империи (кубанские казаки «донекрасовского периода», некрасовцы, задунайцы). В 1851 году на территории Порты известным польским писателем, революционером и политическим авантюристом Михалом Чайковским (Садык-пашой) полулегально было создано Оттоманское казачье войско, признанное два года спустя султаном и поддержанное Францией и Британией во время Крымской войны. Казаки этого войска вели боевые действия против русской армии на Дунае[11]. Следовательно, признавая казачество ярким феноменом истории нашего Отечества, мы не можем говорить исключительно о российском казачестве.

Подведем некоторые итоги. Казачество не было раз и навсегда данным феноменом. Казаки не были ни исключительно консерваторами-государственниками, ни разрушителями. Казачество несводимо к общим формулам типа «субэтнос» или «сословие». И в первом, и во втором случае нужны оговорки, какую группу казачества и какой период в его истории мы беремся анализировать для доказательства его «сословности» или «субэтничности». Отсюда и сложности с идентификацией самых главных для казаковедения понятий «казак» и «казачество». Казачество было сложным и многоплановым социально-политическим и социокультурным феноменом восточноевропейской (евразийской) истории. Оно существовало в форме различных по целям, задачам, идеологическим установкам групп, в различных исторических и географических условиях. Правомерно говорить о существовании служилого, «вольного», советского казачества, казаков-граждан, эмигрантов и неоказачества[12].

Очевидно, что работа по уточнению самого понятия «казачество», а также по его типологизации ещё только начинается. Но очевидно и другое. Без достижения консенсуса в терминах, без чёткого понимания, о каком из казачьих сообществ ведётся разговор в каждом конкретном случае, мы не приблизимся к адекватному пониманию этого исторического феномена.

Донские казаки на бивуаке в 1814 г. Гравюра Г. Адама. Первая половина XIX в.


Литература:

1. Соловьёв С. М. История России с древнейших времен. М. 1959. Кн. 1. С. 61-62; Его же. Публичные чтения о Петре Великом. М. 1984. С. 113—114; Его же. Булавин//Чтения и рассказы по истории России. М. 1989. С. 592; Ключевский В. 0. Курс русской истории. М. 1937. Ч. 1. С. 60.

2. Пудавов В. М. История Войска Донского и старобытность начал казачества. Новочеркасск. 1890; Сенюткин М. X. Донцы. М. 1866; Бояринов С. Смутное время на Руси и донские казаки (1604-1613). Новочеркасск. 1912; Елкин М. В. Смутное время на Руси и донские казаки. Новочеркасск. 1913.

3. Мавродин В. В. Советская историография крестьянских войн в России//Советская историография классовой борьбы и революционного движения в России. 4.1. Л. 1967. С. 53-82; Пронштейн А. П. Донское казачество эпохи феодализма в советской исторической литературе //Дон и Северный Кавказ в советской исторической литературе. Ростов н/Д. 1972. С. 23-37; Казачество в Октябрьской революции и Гражданской войне. Материалы Всесоюзной научной конференции. Черкесск. 1984.

4. Hobsbawm Е. J. Social Banditry//Rural protest: Peasant Movements and Social Change.1974. P.142-157; Idem. Bandits. Harmondsworth. 1985.

5. Лесин В. И. Бунтари и воины. Ростов н/Д. 1997.

6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. 1989. Т. 2. С. 72-73.

7. Обзор Кубанской области: По поручению Наказного атамана Кубанского казачьего войска генерал-лейтенанта Бабыча. Екатеринодар. 1911. С. 73.

8. Футорянский Л. И. Казачество России на рубеже веков. Оренбург. 1997. С. 54-55.

9. Цит. по: Севский В. (Краснушкин B. А.). Эпоха А. М. Каледина//Донская волна. 1918. №3.

10. Цит. по: Сень Д. В. Войско Кубанское Игнатово Кавказское: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г. — конец 1920-х гг.). Краснодар. 2001. C. 123.

11. Пригарин А. А. К истории "Оттоманского казачьего войска"//Казачество России: история и современность. Тезисы Международной научной конференции в г. Геленджик (8-11 октября 2002 г.). Краснодар. 2002. С. 117-122.

12. Маркедонов С. М. Феномен российского неоказачества//Социально- политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. М. 2001. С. 106-119.

Автор: Сергей Маркедонов, кандидат исторических наук
Журнал "Родина", №5 2004 г.


Официальное

О новом составе Совета при Президенте РФ по делам казачества.

Распоряжением Президента Российской Федерации утверждён новый состав Совета при Президенте РФ по делам казачества.

 

УТВЕРЖДЁН

распоряжением Президента
Российской Федерации
от 20 декабря 2016 г. № 414-рп

СОСТАВ

Совета при Президенте Российской Федерации
по делам казачества

Беглов А.Д.

- Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе (председатель Совета)

Рогозин Д.О.

- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)

Хлопонин А.Г.

- Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации (заместитель председателя Совета)

Ярин А.В.

- начальник Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике (ответственный секретарь Совета)

Албин И.Н.

- вице-губернатор Санкт-Петербурга (по согласованию)

Амирханов А.М.

- заместитель руководителя Росприроднадзора

Артамонов П.П.

- атаман Енисейского войскового казачьего общества

Бабкина Н.Г.

- народная артистка Российской Федерации (по согласованию)

Баженов О.В.

- заместитель Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Баринов И.В.

- руководитель ФАДН России

Бастрыкин А.И.

- Председатель Следственного комитета Российской Федерации

Берг Ю.А.

- Губернатор Оренбургской области (по согласованию)

Бондарев С.Б.

- заместитель Губернатора Ростовской области (по согласованию)

Буксман А.Э.

- первый заместитель Г енерального прокурора Российской Федерации (по согласованию)

Бутин А.В.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе

Васильева О.Ю.

- Министр образования и науки Российской Федерации

Васнецов О.В.

- директор Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественными объединениями МИДа России

Ведерников М.Ю.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Кавказском федеральном округе

Вилинбахов Г.В.

- председатель Геральдического совета при Президенте Российской Федерации - государственный герольдмейстер

Воробьев А.Ю.

- Губернатор Московской области (по согласованию)

Герасимов В.В.

- начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первый заместитель Министра обороны Российской Федерации

Голубев В.Ю.

- Губернатор Ростовской области (по согласованию)

Гончаров В.Г.

- атаман войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское"

Горбенко А.Н.

заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики (по согласованию)

Гордеев А.В.

- губернатор Воронежской области (по согласованию)

Горовой А.В.

- первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации

Гребенюк В.И.

- заместитель председателя Общероссийской общественной организации ветеранов "Российский союз ветеранов" (по согласованию)

Долуда Н. А.

- представитель Кубанского войскового казачьего общества

Дюмин А.Г.

- Губернатор Тульской области (по согласованию)

Журавлев А.Н.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе

Журавский А.В.

- заместитель Министра культуры Российской Федерации

Журавский А.В.

- атаман Терского войскового казачьего общества

Задорожный П.Ф.

- верховный атаман Общероссийской общественной организации "Союз казаков" (по согласованию)

Затулин К.Ф.

- первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками (по согласованию)

Зязиков М.М.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе

Иванов Ю.Е.

- атаман Волжского войскового казачьего общества

Иванова В.Н.

- ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)"

Кирилл

(Покровский Л.Н.)

- митрополит Ставропольский и Невинномысский (по согласованию)

Кириллов Б.А.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе

Козик Н.Л.

- заместитель руководителя Службы - руководитель департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России

Колмаков А.П.

- председатель Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (по согласованию)

Королев П.Э.

- заместитель Министра экономического развития Российской Федерации

Куйвашев Е.В.

- Губернатор Свердловской области (по согласованию)

Кульба А.В.

- заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации

Лебедев И.В.

- заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации

Иванова В.Н.

- ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского (Первый казачий университет)"

Лебедев С.А.

- заместитель директора Росгвардии - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации

Мельниченко О.В.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе

Миронов И.К.

- атаман войскового казачьего общества "Центральное казачье войско"

Мотовилов А.В.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе

Назаров В.И.

- Губернатор Омской области (по согласованию)

Олейников Ю.П.

- заместитель председателя Комитета Государственной Думы по финансовому рынку (по согласованию)

Орлова С.Ю.

- Губернатор Владимирской области (по согласованию)

Осипов В.Б.

- начальник Управления Президента Российской Федерации по государственным наградам

Панфилов А.В.

- заместитель руководителя Рослесхоза

Привалов Г.Н.

- атаман Сибирского войскового казачьего общества

Рогожкин Н.Е.

- председатель Московской городской организации общественногосударственного объединения "Всероссийское физкультурноспортивное общество "Динамо" (по согласованию)

Романов В.И.

- атаман Оренбургского войскового казачьего общества

Сафронов А.А.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе

Седов А.С.

- руководитель службы ФСБ России

Слуцкий Л.Э.

- председатель Комитета Государственной Думы по международным делам (по согласованию)

Совершаева Л.П.

- заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе

Тарасов О.А.

- референт Государственно-правового управления Президента Российской Федерации

Тонкошкуров В.П.

- начальник Главного организационномобилизационного управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - заместитель начальника Г енерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Рогожкин Н.Е.

- председатель Московской городской организации общественногосударственного объединения "Всероссийское физкультурноспортивное общество "Динамо" (по согласованию)

Травников М.А.

- заместитель Министра юстиции Российской Федерации

Тринога М.И.

- заместитель Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации - руководитель Секретариата Председателя Правительства Российской Федерации

Федоров А.Ю.

- начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров

Федоров Н.В.

- первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию)

Хазин А.Л.

- заведующий кафедрой факультета государственного управления федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" (по согласованию)

Чувакин С.А.

- заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Г енерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Чупин Г.П.

- атаман Забайкальского войскового казачьего общества

Шахов Н.И.

- представитель Иркутского войскового казачьего общества

Травников М.А.

- заместитель Министра юстиции Российской Федерации

Шестаков В.Б.

- президент Международной федерации самбо (по согласованию)


Этот день в истории казачества

День памяти легендарного атамана.

15 января 1818 года отдал Богу душу донской вихрь-атаман Матвей Иванович Платов. Его имя было известно всему миру, а главное - он был примером для многих казаков.

В земной жизни Матвей Иванович испытал всё: от тюремного заключения - до восхищения целой иностранной державой - Великобританией. Первоначально был похоронен в Новочеркасске в фамильном склепе у Вознесенского собора в 1818 году. В 1875 году перезахоронен на Архиерейской даче (хутор Мишкин), а 17 октября 1911 года его прах был перенесён в усыпальницу Войскового собора в Новочеркасске. После октября 1917 года могила Платова была осквернена. На фотографии 1936 года виден разбитый вдребезги памятник работы И. Мартоса со сколотой головой военачальника. Прах был перезахоронен на прежнем месте в войсковом соборе 15 мая 1993 года.

Вечная память атаману Матвею Ивановичу!

7 интересных фактов об атамане Платове

Матвей Платов своей судьбой доказал: казак может все. Он стал графом и профессором Оксфорда, его боготворили англичане, а казаки, полюбившие всей душой своего героя, складывали песни о его победах.

1. Из каземата в атаманы

1800 год. Платов сидит в Петропавловской тюрьме из-за доноса: якобы он мечтает свергнуть с престола нового императора, ведь к этому времени слава Матвея Ивановича гремела по всей империи. Злые языки поговаривали, что Павлу I был не мил донской казак. Однако через год Павел I вместе с французами выступает против Англии. В планах — поход в Индию, где базировалась одна из сильнейших британских колоний. Возглавить лучшие казачьи войска государь предлагает Платову. Император знал, что за Платовым пойдут тысячи казаков хоть к черту. В короткий срок к походу были подготовлены: 41 конный полк и две роты конной артиллерии, которые составили 27500 человек и 55000 лошадей. Казаки с войском отправились в далекий и сложный путь через всю Азию. Однако дойти до заветной цели им не удалось — в пути до них дошла весть о смерти Павла и вступлении на престол Александра I. К этому времени казачьи войска дошли до Оренбурга и планировали поход через Бухару. Уже на Дону Платов получил императорскую грамоту, в которой говорилось: «Известные Ваши достоинства мне и долговременно беспорочная служба побудили меня избрать Вас в войсковые атаманы Войска Донского…». Так начиналась атаманская жизнь Матвея Ивановича Платова. А про Индийский поход вспоминали как о фантастическом плане Павла I.

2. Градостроитель

Практически ежегодно столицу области Войска Донского – Черкасск - затапливало. Расположение на островах создавало уйму проблем как для жителей столицы, так и для приезжих. Атаман Платов давно вынашивал проект создания новой столицы. Место под нее нашли на Бирючьем Куту («Волчье логово»). В 1804 году Император Александр I утвердил представление Матвея Ивановича «об основании на Дону нового города, который будет именоваться новым Черкасском». План города разрабатывал известный французский инженер Франц Деволан. А в 1805 году в день Вознесения Господня состоялась торжественная закладка города, который получил имя Новочеркасск. Поговаривают, что когда закладывали войсковой собор, под него спрятали золотой ларец с надписью «Город войска Донского, именуемый Новый Черкасск, основан в царствование Государя Императора и самодержца Всероссийского Александра Первого». Историческое событие ознаменовал 101 выстрел из орудий. По сей день стоит Новочеркасск, теперь уже столица мирового казачества, а в центре, возле Войскового собора, стоит памятник основателю города — атаману Матвею Ивановичу Платову.

3. «Терпи казак, графом будешь»

Есть пословица «терпи казак, атаманом будешь», она точно характеризует жизнь Матвея Ивановича. С детских лет, проявлявший большой интерес к военному делу, Платов быстро заслужил первое офицерское звание. За героизм Матвей Иванович неоднократно удостаивался наград и почестей, получая с удивительной быстротой чины и звания. Сама императрица Екатерина II одарила его великолепной саблей… К 1812 году Платов стал одним из старейших генералов российской армии. Великая война стало для него возможностью показать свою силу и умение вопреки всем ненавистникам. Доходило до того, что высшие чины обвинили его в пьянстве, а некоторые напрямую выражали свое недоверие в полководческих способностях казачьего атамана. Наперекор всем, Платов отметился удачными военными операциями, которые повернули войска Наполеона на Запад. Уже на границе Российской империи Платов добрался до войск маршала Нея и разгромил их. За все это 29 октября 1812 года Платов был возведен в графское достоинство.

4. «Как Платов сменил Наполеона»

Ещё до Великой войны Платов встретился с Наполеоном. В 1807 году, когда между Александром I и Наполеоном был заключен Тильзитский мир. В свиту императора был включен Матвей Платов. Во время одной из встреч императоров, Наполеон решил отметить русских генералов орденом Почетного легиона. В это число входил и Платов. Узнав про это, казачий атаман заявил: «За что ему меня награждать? Ведь я ему не служил, и служить не могу никогда». Эти слова офицеры передали Наполеону, который не заставил долго ждать ответа. Знакомясь с русскими генералами, Наполеон не удостоил рукопожатием только одного Платова. Донской казак припомнил эту обиду. На одном из военных смотров Платов поступил хитрее. Он долго и пристально смотрел на Наполеона, чем взволновал его самолюбие. К Платову подъехал генерал из его свиты и спросил: «Атаману не нравится великий император, что он так пристально смотрит на него?». «Я вам скажу, что я вовсе не на императора вашего смотрю, ибо в нем нет ничего необыкновенного, такой же, как и прочие люди. Я смотрю на его лошадь, а как сам знаток, то весьма хочется мне узнать какой она породы», — ответил ему Платов. Лишь дипломатия останавливала Наполеона и Платова от конфликта. В конце концов, они даже обменялись подарками. Наполеон подарил казаку табакерку с собственным портретом, а Платов подарил императору боевой лук. Эта табакерка стала для Платова в некотором роде военным трофеем. Лишь после 1814 года и победы над Наполеоном Платов заменил портрет на табакерке на «более приличный антик». Так донской атаман «сменил» Наполеона.


5. «Как англичане казаками стали»

Когда Париж был захвачен союзниками, британцы пригласили к себе Александра I, которого вновь сопровождал Матвей Платов. На туманном Альбионе весть о том, что Платов едет вместе с императором разнеслась очень быстро. Уже по приезду в Лондон, Платова восторженно встречали жители города. «Ура, Платову!» - можно было услышать по всему городу. Донской казак стал для британцев живой легендой. Очевидцы тех событий рассказывали, что однажды толпа после богослужения вынесла Платова из храма на руках и несла до самой кареты. Визит атамана в театры приостанавливал представление. Платову присвоили звание почетного доктора права в Оксфордском Университете. Вальтер Скотт при встрече с донским казаком был удивлен его знанию истории, много из разговора с Платовым использовал в своих будущих произведениях, а британское правительство присвоило новейшему кораблю имя «Граф Платов». В британском обществе появился большой интерес к казакам, они были настолько влюблены в этих героев великой войны, что некоторые британцы стали называть себя казаками. В том числе и знаменитый лорд Байрон как-то заявил: «А я казак!» Вот так британцы, влюбленные в Платова, стали казаками.

6. «Платов» номиналом в 250 рублей

Не только на картинах, гравюрах и обложках книг красовался портрет атамана Платова. В 1918 году платовский анфас был изображен на донских купюрах достоинством в 250 рублей и на купонах в 50 копеек. Во все времена атаман Платов оставался героем для казачества. Деньги, напечатанные Ростовской конторой Госбанк, были в ходу вплоть до 1920 года. Купюры с Платовым можно было найти в ресторанах Севастополя или на базарах в Средней Азии. На ростовском печатном станке было изготовлено порядка 25 миллионов рублей. Подделать их было очень сложно, ведь банкноты печатались на специальной бумаге с водяными знаками, уникальным номером и за подписью управляющего банком Р. Э. Гульбиным. Планировались, что донские деньги должны были начать официальное обращение по всему Югу России, но их использование прекратилось в 1920-м, когда началась эвакуация белых. Сейчас «платовские» 250 рублей – это легенда нумизматов и настоящая историческая реликвия.

7. Дары Франции на Донской земле

Матвею Ивановичу было дело до всего, если это касалось Донского края. Всячески поддерживал Платов разведение у казаков винограда. Вино, которое делали казаки, славилось еще в XVIII веке. Например, в 1772 г. после путешествия по Дону французский путешественник Паллас был настолько восхищен благородным напитком, что сравнил его с прекрасными образцами итальянского вина. Платов, прочитав хвалебные записи француза, решил, что на Дону стоит активно развивать виноградарство. В 1815 году казачий генерал привез из французской провинции Шампань лучшие и знаменитые сорта винограда, которые через пару лет дали первый урожай. Вино же из него казаки делали вместе с именитыми немецкими виноградарями, которые приехали на Дон с берегов Рейна по приглашению Платова. По сей день в разных станицах и хуторах растут те самые кусты винограда, привезенные с военного похода из Франции. Как отмечал историк Е. П. Савельев, «белые вина Раздорские и красные Цимлянские при умелой выдумке могут спорить с лучшими заграничными».


«Женский вопрос» на Кубани

На Кубани 600 девушек-казачек отправились служить в армию.

В 2016 году на Кубани более 600 девушек-казачек решили начать службу в армейских частях Южного военного округа по контракту. Для сравнения, три года назад - в 2013 году - служить в армии на Кубани изъявили желание всего 70 представительниц прекрасного пола.

- Стоит отметить, что уровень образования среди женщин-кандидатов на заключение контракта на службу в армии вырос в 1,5 раза по сравнению с предыдущими годами, - сообщили в пресс-службе Минобороны России. - Для девушек существует возможность выбора должностей рядового и сержантского состава в соединениях и воинских частях общевойсковых армий ЮВО, Черноморского флота, Каспийской флотилии и 4-го командования ВВС и ПВО.

По оценкам экспертов, высокий интерес к военной службе, в том числе среди женщин, обусловлен растущим престижем Вооруженных Сил РФ, повышением зарплат солдат и офицеров, социальными гарантиями, а также возможностью получения образования на льготных условиях. Немаловажным фактором являются также гарантии обеспечения военнослужащих жильем по программе ипотечного кредитования.

По материалам «Российской Газеты»


Актуальное

КАЗАКИ И НОВОЯЗЫЧЕСТВО.

Прилетев из длительной командировки, где не было доступа к компьютеру, обнаружил у себя на почтовом ящике интересное письмо. Писал молодой казак с Дона. Говорится в письме о «язычниках», появившихся во множестве на страницах Интернета, то и дело мелькающих в телепередачах, вербующих себе апологетов в реальной жизни. Даже в среду казачества проникло это явление. Молодые казаки, не искушённые жизненным опытом, но искушённые Интернетом, попадаются в сети «вербовщиков» новой «старой веры». Ввиду важности вопроса, решил ответить на письмо публично.

Я казак. Казак донской. Православными были мои деды и прадеды, крепко стояли за веру Христову. Странно и обидно мне, что молодые казаки, ищут себе иного Бога. Против турок выстояли, против степняков и горцев выстояли, а перед соблазном пластмассового ящика не устояли. Только компьютер, он только по виду пластмассовый. Это, на самом деле, инструмент. Им можно и нужно пользоваться, но не нужно становиться материалом для обработки. По моему глубокому убеждению, новое «язычество» - это духовная болезнь, распространяемая через интернет. Попробую ответить на заданные вопросы по возможности коротко.

1. Зачем и кто возрождает язычество, кому это нужно, почему оно так воинственно-враждебно Церкви?

Я недаром взял слово «язычники» в кавычки. Посудите сами: менее ста лет большевики уничтожали православие. И почти уничтожили! После падения безбожной и богоборческой власти, с трудом происходит воцерковление народа. Это при том, что живы, слава Богу, реальные носители веры православной, не покорившиеся богоборцам, сохранившие веру. Имеется и переиздаётся соответствующая литература, сохранились православные общины и в России и за рубежом, здравствуют братские православные церкви. Не смогли справиться большевики с Русской Православной Церковью! Живы Патриарх, епископы, священники. Есть что возрождать и строить. Теперь посмотрим на «язычников». Что у них есть? Да ничего! Серьёзные учёные, с трудом собирают крупицы знаний по дохристианской истории Руси. Более тысячи лет прошло с тех пор, как над Русью воссиял свет православия. О предыдущих верованиях наших предков не осталось ни документов, ни письменных источников, ни традиции, ни носителей этой традиции. Только смутные упоминания о том, каких идолов утопил князь Владимир в Днепре. А на Дон, в другие казачьи земли православие пришло гораздо раньше Руси. Мы, казаки, это знаем. В донской степи, совсем недавно, можно было встретить «каменных баб». Учёные предполагают, что это памятники некоего половецкого религиозного культа. Среди этих изваяний, множество было и деревянных, их и сейчас можно увидеть в музеях. Это вполне материальные артефакты. Но попробуйте по этим «бабам», восстановить культ, явно языческий. Получится? У современных язычников нет даже «баб». Нет ничего! Так кто и, главное, зачем, навязывает новый, явно сочинённый с определённой целью культ казакам? Главный вопрос здесь «зачем». И ответ на этот вопрос прост, до безобразия. Очередная попытка развалить Россию, в очередной раз провалилась. Как ни старались враги внешние и внутренние, Россия возрождается, опять становится великой державой, которой была всегда. Западные умники, никак не желающие уразуметь, что умом Россию не понять, не надо нас общим аршином мерить, измышляют всё новые и новые мудрствования, пытаясь найти слабину. Они вовсе не глупые, прекрасно понимают, что единая вера для такой огромной страны, является нерушимым скрепом для всех российских народов. Разрушь этот скреп, дай каждому своего бога, и от могучей страны останется кучка удельных княжеств, с которыми справиться будет легко, как переломать по одному прутья веника. Такое уже происходило в нашей истории, ездили русские князья к монгольскому хану за ярлыком на правление. Мечта наших заокеанских друзей, это стать таким всесильным ханом. Новые язычники, как и большинство современных сект, впервые появились в Соединённых Штатах. Нельзя сказать, что изобрели их специально для России. Почва в Штатах, очень уж благоприятна для языческих верований. Сами посудите: со всего мира, не самые лучшие представители человечества, собрались на открытом Колумбом континенте в поисках лёгкой жизни. Ограбили и уничтожили истинных хозяев земли - индейцев. Под корень уничтожили культы их языческих богов. И стали придумывать культы свои. Американцы, были и есть, язычники сами по себе. Смешение культур, обычаев, религий, породило то самое новое язычество. Множество культов, подразумевает множество богов. Смесь протестантства, католицизма, иудаизма, ислама, буддизма, что это, если не язычество? Появились всякие анабаптисты и прочие мормоны. Во времена хиппи, нация, не имеющая корней, в своих исканиях, перепробовав всё, от йоги, восточных практик, до ортодоксального католицизма, обратилась к язычеству. Но язычеству не местному, язычеству индейскому, которое, вместе с жалкими остатками местных племён, настоящий американец считает дикарями и искренне презирает, а к язычеству далёких своих предков – европейцев. А так как предков, и самых разных, было много, то и язычество получилось синкретическим, смешанным, как любимый американский напиток – коктейль. Как и всё американское, новый продукт немедленно был предложен на экспорт. Появились апологеты новомодного увлечения «старыми богами» и в Европе. В Россию, к нам, вера в чужих и чуждых богов попала в период «перестройки», я бы сказал – «переломки». В хаосе разрушения государства, в водоворотах и политических течениях, в попытках вспомнить, «а как жили раньше», всплыл и этот мусор. Первые новоязычники вызывали интерес, их показывали по телевизору, брали интервью, печатали в газетах и журналах. А с появлением и развитием сети Интернет, появилось множество «учителей» и «пророков», нашедших благодатную почву в России, особенно среди молодёжи, не наученной истинной, православной традиции. А что, если «серьёзные» учёные, изобретают «альтернативную историю», почему бородато-волосатому юнцу, научившемуся пользоваться компьютером, создавшему свой собственный сайт, не стать «вероучителем»? Но смутные времена проходят. Сильным становится государство, восстанавливает свои позиции православная церковь. Не всем это по нраву. Наши «западные друзья», в поисках инструмента, подходящего для разрушения России изнутри, быстро смекнули, что именно православие, как прочный цемент, скрепляет российскую нацию, российское государство. Чтобы разрушить единство народа, в ход пошли разные секты и секточки, в том числе и новое язычество. И уже не дилетанты-идеалисты, занимаются разработкой новых верований для России, этим занимаются специалисты. Разрабатывается более-менее стройная система новых-старых богов, упор делается на то, что это боги именно славянские, русские, которых заменило и вытеснило христианство. Теперь надобно вернуться к старому, правильному, родному. Придумывается «альтернативная теология», цель у которой одна, разрушить изнутри православие, разрушить русскую веру руками русских. А разрушив веру, разрушить Россию. Надо понимать, что такое истинное язычество. Ни о каком едином, охватывающем весь народ культе, речи быть не может. У каждого племени, каждого города, каждого села и деревни – свой пантеон богов. У каждого человека – свой божок. И воюйте русские, каждый за своего бога! Новая «религия», привлекательна тем, что проста и понятна. Понятна даже дураку, не умеющему читать. Посмотрел картинки, выстругал из полена себе своего собственного «бога», вот ты уже и язычник. Не надо читать умные, малопонятные книги, не надо учить молитвы, ходить в храм, поститься и исповедоваться. Прыгнул через костёр – и очистился от всех грехов! А если таких прыгунов собралось три или более, вот тебе и «языческая община». Кстати, замечено, к новым язычникам, тянется молодёжь, чем-то обделённая. Кого-то мама недолюбила, у другого – отца не было, третьего – одноклассники обижали, сверстники ни во что не ставили. Вот эти недолюбленные парни и становятся ярыми язычниками, поклоняются своим собственным богам. А то и сами провозглашают себя богом или его любимым апостолом. Убежище убогих, но гордых внутренней, ни на чём не обоснованной, гордыней.

2. Почему среди язычников много молодёжи?

Думаю, на этот вопрос я уже ответил. Добавлю, что молодёжь, очень быстро взрослеет. Пройдёт несколько лет и сегодняшние юнцы, прыгающие через костёр, станут взрослыми дядями. И не все отвернутся от заблуждений, свойственных молодости. Чему они научат детей и внуков? На это и делается расчёт.

3. Зачем туда тянут казаков?

Ну, во-первых, казаков тянут не только в новоязычники. Нет такой политической партии, или общественного движения, которые не желала бы видеть казаков в своих рядах. Сектанты разного толка, тоже проявляют к казакам и казачьим организациям интерес. Не остались в стороне и неоязычники. Почему? Всё объясняется очень просто. Ещё недоброй памяти Лейба Троцкий, оправдывая своё патологическое желание извести нас под корень, говорил: «В России, только казаки способны к самоорганизации. Поэтому они подлежат поголовному истреблению». Не получилось до конца истребить у большевиков, пытаются привлечь на свою сторону сегодняшние «революционеры», задумавшие революцию духовную, не менее страшную для нашего народа.

4. Много ли казаков отступивших от Веры Христовой и подавшихся к «старым богам»?

Казаков среди новоязычников немного, но вы же понимаете, это казаки! Там где три казака, там уже и казачья организация! А к организации тянутся и другие. А если удастся создать казачью новоязычечкую общину, об этом можно уже раструбить на весь мир. Второй аспект не менее, если не более, важен. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, будучи в Новочеркасске, столице Донского и мирового казачества, объявил, что берёт казаков под своё особое, патриаршие водительство. Либералы разного толка, тут же возопили, что Патриарх приобрёл в лице казаков свою, православную гвардию. Так оно, на самом деле, и есть. Казаки на протяжении веков, были защитниками веры православной. Расширяя пределы России, они несли свет православия на новые территории. А теперь представьте, что будет, если удастся вырвать, отделить от православия казаков?

5. К чему это может привести, есть ли какое-то противоядие?

Да ни к чему это не может привести. Пустые это мечтания заокеанских и доморощенных теоретиков разрушения России. Казаки сильны верой Христовой, она и есть противоядие. Постоянное и неуклонное воцерковление, активное участие в жизни православных приходов, вот тот путь, который убережёт казаков от уклонений в разные ереси. Побольше внимания казачьей молодёжи со стороны священников и стариков, побольше православных летних лагерей. Замечено, что в неоязыческих группах, молодь привлекает, в первую очередь, внешняя сторона. Всякие игрища, прыганье через костёр, шествия с факелами, возможность выстрогать из подходящей деревяшки своего собственного «бога». Игры это. Но игры опасные, ибо это игры разума. 4. Как сами казаки относятся к язычникам? Да никак не относятся! Казаки относятся к казакам! А если серьёзно, то как можно относиться к врагам твоей Родины? Не тем, так другим способом, они пытаются внести раскол в наше общество, растоптать нашу Веру нашими же ногами. Они понимают, что «Победить русских нельзя, поэтому надо уничтожить их веру», как сказал один из униатов. Кстати, это хороший пример. Создали на Украине Унию, подчинили православных папистам. Получили новую формацию, новый инструмент для борьбы с Россией. Униаты не испытывают никакой жалости к православным. Почему? Да потому, что они уже не православные, они – униаты! Совсем свежий пример. Опять на Украине. Объявился не признанный никем «патриарх» Филарет. Начали с отъёма церквей у православных верующих. Посмотрите, что творится сегодня. Нет более идейного, последовательного и злобного врага России, чем филаретовцы! Понятно, кем и для чего, создавалась эта «конфессия»? Думаете, новоязычники поведут себя по другому, если представится случай? У Чингиза Айтматова, есть сюжет, когда пленного, путём различных манипуляций с сознанием, превращали не просто в раба, превращали в манкурта. Манкурт полностью терял связь со своими историческими, национальными корнями, забывал о своём родстве ничего не помнил из своей предыдущей жизни. Весь смысл существования этого бездушного создания, сводился к более чем рабскому, абсолютному подчинению хозяину. Вот о таких манкуртах и мечтают внутренние и внешние «друзья» России. Ни Бога в душе, ни царя в голове. Но я уверен, что мечтания эти тщетны. Не станут казаки послушным орудием в чуждых руках. Заблудшие вернутся и встанут в строй. И тяжко придётся недругам России.

Донской казак Николай Дьяконов


Этот день в казачьей истории

17 января 1918 года началось восстание большевиков в г. Оренбурге. Атаман Дутов с несколькими сотнями казачьих офицеров, юнкеров и наиболее верных казаков отступил к Верхнеуральску.

В феврале в Верхнеуральске Дутову удалось собрать Войсковой круг. Круг призвал казаков к борьбе и объявил мобилизацию, но казаки остались глухи к этим призывам.

Преследуемый многочисленными советскими отрядами, Дутов с горсткой верных казаков покинул Верхнеуральск. В Оренбуржье установилась советская власть. В феврале-марте 1918 года во всех казачьих войсках власть оказалась в руках большевиков или их сторонников. Исключение составляло Уральское войско, где борьба только разгоралась.

В начале 1918 года казаки заняли позицию своеобразного вооруженного нейтралитета. Подавляющее большинство их не желали драться ни с большевиками, ни с их противниками, но пристально следили за политическими событиями. На Тереке казаки попытались сплотить все народы Терека для борьбы с бесконечными набегами чеченцев и ингушей, которые в смутные времена терроризировали казачье и русское население края. Но большевики воспользовались позицией казачества для установления своей власти, а затем, чтобы привлечь к себе горские народы, передали ингушам земли четырёх казачьих станиц.

Казачьи войсковые правительства либо отступили с территорий своих войск, как это сделало Войсковое правительство Кубани, выступившее с отрядом кубанских казаков и офицеров на соединение с Добровольческой армией, либо рассеялись и ушли в подполье. Советская власть в казачьих областях существовала только в городах и крупных станицах. В большинстве населённых пунктов всё осталось по-прежнему. Власть была у тех же станичных атаманов и станичных правлений, которые лишь изменили свои названия: стали именоваться советами, ревкомами, а атаманы – председателями советов. Казаки продолжали доверять своим местным органам самоуправления.

Небольшая часть казаков-фронтовиков открыто встала на сторону советской власти. Особенно это проявилось в Сибирском и Забайкальском войсках. Здесь советская власть победила именно благодаря казакам-фронтовикам.

Все вернувшиеся с фронта казаки сохранили оружие и в случае конфликта с новой властью готовы были применить его. Все это делало обстановку в казачьих областях очень напряженной.


Казачья вечёрка

«Старый новый год» в Красноуфимском краеведческом музее.

Старый Новый год — это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за расхождения юлианского и григорианского календарей мы отмечаем два «новых года» — по-старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста.

Вечером, в канун Старого Нового года в Муниципальном краеведческом музее г. Красноуфимска была проведена казачья вечёрка. Для проведения мероприятия, администрация музея предложила площадку, посвящённую истории создания казачьей крепости Красноуфимск и восстанию под предводительством Е. Пугачёва. Все действо вечёрки проходило у пугачевских пушек, оружия, на фоне диорамы казачьей крепости Красноуфимск. Участники ансамбля казачьей песни «Красный яр» (ГБПОУ СО «Красноуфимский педагогический колледж», художественный руководитель Кустова Т.В.) и есаул Дворникова О.Б. разработали сценарий, в котором были казачьи песни, танцы, игры, сказки. Гости мероприятия, среди которых были как взрослые, так и юные красноуфимцы, получили информацию об истории создания Оренбургского казачьего войска, Исетской линии, казачьей крепости Красноуфимск. Видеофильм и презентацию сопровождали исполненные юными казаками и казачками Гимн «Исетской Линии», песня о Красноуфимске - «На зелёных холмах». Со зрителями, участники ансамбля поделились своими наработками, которые ранее готовили к различным казачьим конкурсам, среди которых Российский детский фестиваль «Казачок» в Анапе, Российский смотр-конкурс на лучшее казачье образовательное учреждение, реализующее программы СПО» в г. Москва. Посетители музея смогли увидеть постановку казачьей сказки «Чабрец», видеоролик «Казачий музей колледжа», инсценировку традиции женского рождественского гадания. Участники ансамбля исполнили казачьи песни: «Снежочки», «Попурри», «Ойся!», станцевали казачий танец. Гости вечёрки сами могли включиться в действие, которые проводили участники ансамбля «Красный яр» и волонтеры педагогического отряда (из числа студентов специальности «Начальные классы», руководитель отряда –преподаватель колледжа Павлова Т.В.). Присутствующие танцевали парный казачий танец и играли в игры. По окончанию посетители музея искренне благодарили студентов за весёлую и содержательную вечёрку.


 Грядёт Крещение Господне

В день святого Богоявления.

19 января 2017 года мы будем отмечать большой православный праздник Крещения Господня. Иерей Дмитрий Блинов и казаки Хутора Кушвинский «Исетской Линии» ОВКО приглашают всех в гости на праздник Крещения Господня в деревню Верхняя Баранча Кушвинского ГО 19 января в 12:00 часов, чтобы шагнуть в уральскую иордань.

Милости просим!!!


Вести с регионов - нет наркотикам!

Выявлять закладки и стирать граффити о продаже наркотиков будут казаки Новороссийска.

Казачьи общества города Новороссийска решили начать активное наступление на наркоторговцев.

Казачьи организации Новороссийска на расширенном Совете атаманов приняли решение подключиться к борьбе с наркоторговлей в городе. Казаки будут выявлять закладки с наркотиками и закрашивать появившиеся граффити о продаже наркотических веществ с номерами телефонов торговцев.

Расширенный Совет атаманов Новороссийского районного казачьего общества прошёл с участием главы муниципального образования город Новороссийск Игорем Дяченко. Также на Совете присутствовали атаман Черноморского казачьего округа Сергей Савотин, начальник штаба округа Виктор Роставецкий, заместитель главы города по ГО и ЧС и взаимодействию с правоохранительными органами Александр Яменсков, начальники управлений и отделов города.

В начале Совета окружной атаман отчитался перед главой о несении казаками охранной службы в новогодние и рождественские праздники, а также доложил о последних новостях, касающихся пресечения распространения наркотиков на Черноморском побережье.

Сегодня у меня была встреча с казаками Геленджика, которые, в ходе частного расследования вышли на группировку, занимающуюся распространением наркотических средств, — рассказал Сергей Юрьевич. На территории города-курорта стали появляться надписи – графити «спайс, соли, миксы, фены» с указанием номеров телефонов продавцов. Есть такие надписи и в Новороссийске. Сейчас силами казачества проводятся рейды по закрашиванию данных надписей и выявлению закладок.

Глава города поручил незамедлительно принять меры и передать имеющуюся информацию в правоохранительные органы», — сообщает пресс-служба администрации Новороссийска.

Источник: http://krasnodarmedia.su/


О чём рисуешь, гребенская казачка с Урала?

Картины казачьей жизни.

18 января 2017 года в выставочном зале Дома кино г. Екатеринбурга открылась выставка графики члена Союза художников России и гребенской казачки Светланы Наймушиной.

Казаки хутора Северный «Исетской Линии» с членами семей приняли участие в торжественном открытии выставки книжной и станковой графики терской казачки. Много цветов, улыбок и тёплых слов было в адрес Светы, чьё творчество пропитано любовью к родному Кавказу, к традиционной казачьей культуре, к казакам и казачкам, с кем она прожила многие десятилетия вместе.

К сожалению, в середине 90-тых годов Светлана покинула родной город Грозный, когда там разгорелась братоубийственная война. Вся семья Светы на её глазах погибла в столице Чеченской республики, а она, как беженец, была вынуждена перебраться с мамой на Средний Урал к дальним родственникам, поселившись в г. Полевской Свердловской области. Так она стала уралочкой. А в Грозном на месте её мастерской осталась лишь скрипучая калитка - и воронка от снаряда.

В экспозиции Дома кино представлены работы Светланы Наймушиной, созданные ею на протяжении разных лет. Здесь имеются эскизы к ставшей знаменитой книги о фольклоре терских казаков, пастельные полотна, рассказывающих о быте казачьих станиц. Материал уникальный не только своим высоко профессиональным исполнением, что отметили коллеги по цеху, но и своей исторической ценностью. Искусствовед и художник Виктор Малинов, кто придумал концепцию этой выставки на площадке Дома кино, на открытии сказал слова восхищения талантом художницы: «Светлана показывает нам пример мужественного отношения к своему таланту, к жизни. Все её работы выполнены честно и высокохудожественно. В них хочется вглядываться и прожить тот сюжет, который она подарила нам так ярко и незабываемо». Художник Алексей Рыжков отметил горестную тенденцию современного искусства: если это искренне, значит, выполнено непрофессионально. И наоборот. А в работах Наймушиной, по его словам, царствует гармония и слияние искренности с профессионализмом. Сейчас при её кураторстве готовится к печати книги «Наш дом-Урал», в которой по инициативе администрации города ведётся иллюстрированное повествование о национальных праздниках народов, проживающих на Среднем Урале.

В Доме кино после официального открытия выставки все желающие смогли посмотреть в малом кинозале документальный фильм «Дыхание жизни» о непростой судьбе художника, казачки и патриота Светланы Наймушиной.

Светлана не только художник, но и певунья, собиратель казачьего песенного фольклора, за что ей огромное спасибо от казаков-исетцев!

Выставка организована Свердловской областной организацией Союза кинематографистов России и Союзом художников России.

СВЕТЛАНА НАЙМУШИНА окончила Краснодарское художественное училище в 1979 году и отделение книжной графики Академии художеств им. И.Е.Репина в г.Санкт-Петербурге в 1987 году. Член Союза художников России с 1988 года. Участница Всесоюзных и Всероссийских выставок. Активно участвует в художественной жизни Екатеринбурга и всей области. Работы С.Наймушиной находятся в музее Академии художеств (Санкт-Петербург), Чечено-Ингушском музее изобразительных исскуств им. Петра Захарова, Краеведческом музее г.Грозного, а также в частных собраниях России, Канады, Германии.



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

| Вернуться на исходную страницу