Слово о казачке.
В стародавние времена казаки, исключительно воины, проводившие свой бранный век в походах, были в подавляющем большинстве бессемейные. Жизнь «на чеку» в постоянной опасности и тревоге от набегов воинственных соседей, не располагала их к семейной жизни. Жена, семья была обузой и помехой в их бранной жизни. Но проходили века, жизнь шла вперёд, время брало своё и казачество постепенно обзаводилось семьями, становилось осёдлым. Но так как девушек-казачек было мало по городкам, то они женились на «ясырках», т.е. пленницах, взятых в плен во время набегов у других таких же, как и они, вольных народов. Казаки, заклятые враги крепостного рабства, на женщинах тех народов, у которых существовало рабство, не женились, боясь этим передать своему поколению психологию раба. Вольный казак хотел, чтобы его избранница и подруга жизни была также вольной. Отсюда пословица; «бери себе жинку с воли, а казака с Дону и проживёшь без урону».
Совершая набеги на Крым, Турцию, Персию и кавказские племена, они привозили из похода с собой «ясырок» - красивых турчанок, черкешенок и т. д.
«А жён себе красных /красивых/ и любимых водим и выбираем от тебя из Константинополя и тебя не спрашиваем» - так отписывали в своём «казачьем письме» турецкому султану донцы из Азова. Казаки, привозив из походов себе жён, ласковым обращением с ними, приохачивали их к совместному сожительству». Терцы женились на своих соседках чеченках и дагестанках и других горских женщинах, уральцы на ногайках и сартянках, сибирские «казаки - землепроходцы» - на туземках не женились и в челобитных к воеводам и братьям-донцам и яицким казакам писали: «шлите нам баб» и браты-казаки выручали сибирцев, слали им жинок.
Пленницы-ясырки были почти исключительно мусульманки - «потурчанки». Большинство из них было из зажиточных, богатых, а нередко и благородных семейств и своим женским характером влияли на казака-воина в лучшую сторону и одновременно вносили в жизнь городков гуманность, культуру и цивилизацию своих стран. Женская рука в казачьих куренях наводила порядок, создавая уют. Казаки крестили своих жинок и вчерашняя мусульманка: Надора, Заира, Дайра становились православными: Надеждой, Зоей, Дарьей.
В самом начале ХVIII века, когда царь Пётр I запретил казакам совершать морские набеги на Турцию и Крым, казаки, совершая набеги на Кавказ, с тех пор привозили «ясырь», стараясь выбирать исключительно из горских красавиц.
Путешественник Манштейн, побывавши тогда на Дону, описывает, как в один из набегов на Кавказ, бригадир Краснощёков - «гроза Кавказа», привёз десять тысяч «женского ясыря»: кабардинок, чеченок и черкешенок, на которых донцы поженились.
Немецкий путешественник Паллас, побывав на Дону в 1734 году пишет: «казачки городка Черкасск одеваются по восточному: спускающиеся до самой щиколотки широкие шаровары, сапожки или туфли из жёлтого сафьяна, рубашки их, обыкновенно из красной, жёлтой или синей материи».
Облики и черты восточной женщины ещё долго сохранятся в чертах казачки. Через сто лет после Палласа историк Брюневский, посетивший Черкасск и другие городки в 1834 году писал: «Кавказские красавицы и теперь нередки на Дону». Известный поэт и декабрист Якубович, посетивший Дон, в своём стихотворении писал:
Люблю я Дон, твои станицы,
Твоих красавиц смуглы лица...
«О чернобровых казачках» пел поэт Чулков и др. русские поэты.
Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей, закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков.
В исторических актах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642 г. Как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу /Терское войско/, а также моздокские казачки городков: Быстрянского, Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.
В XIX веке прекращаются набеги воинственных кавказцев и казачество начинает заниматься хлебопашеством, другими отраслями хозяйства, и на казачку ложится тяжёлая работа.
Казаки беспрерывно находятся на войне или службе от 10 до 15 лет, а она сама ведёт всё хозяйство. Атаман Платов, вернувшись из заграничного похода /1812-1815/, в обращении своём ко всем донским казачкам, благодарит их «земно кланяясь» за то, что они эти годы, когда всё мужское население находилось на войне - одни вели всю «домашность».
Так было и в последующие годы, и если у кого тогда курень был в порядке, и хозяйство в достатке, и дети учились в школе - хвала казачке; старой «бабуне», матери и «жалмерке». Тяжёлым, упорным трудом они сберегали всё хозяйство, они воспитывали детей в вере в Бога и любви к родному краю, воспитывали их настоящими казаками. Достаточно для того прочесть прекрасное стихотворение знаменитого поэта Лермонтова - «Казачья колыбельная песня». Казак десятками лет находился бессменно на службе и казачка-мать воспитывала сама будущих героев: Краснощёкова, Платова, Бакланова, Бородина, Бескровного, Кухаренко, Головатого и других славных сынов казачества. Ни у одного народа женщина не играла в семье такую огромную роль, как казачка, и если писать биографию замечательного казака, необходимо помянуть о его матери и бабке.
«Краса черкесских дочерей» - М.К. Ефремова, жена славного атамана С.Д. Ефремова, открывала женские школы, следила за воспитанием детей, строила обители-монастыри для вдов и одиноких стариц.
Бабка Кудимовна по «часослову» учила грамоте в детстве героя Кавказа Бакланова. «Офицерши-казачки в станицах и городках, имея на дому частные пансионы-школы для детей, способствовали просвещению среди казачьей массы. Известны и исторические казачки: жена атамана Татаринова во главе казачек отстаивала Азов от турок.
Полковница Стеха Абакумова отстояла с казачками городок от татар. Прабабка Гугниха и до сих пор чтится в памяти уральских казаков, а среди кубанцев - Мария Горбатка - героиня «Липкинского поста».
«Бабы-георгиевские кавалеры» - героини кавказской войны, Мария Платова, известная даже в Европе по старинным гравюрам - «Казачка-невеста», Галина Булавина, Ульянка /героиня романа "Всё проходит" Краснов П.Н./.
Особенно богата историческими именами украинская казачка, т.к. их очень много, для сведения приведём лишь несколько имен: Разумиха-родоначальница рода гр. Разумовских, Оболонская - «Кума» императрицы Елизаветы Петровны, Катерина Хмельницкая, Катерина Скоропадская, Мария Чурай - украинская поэтесса ХVII века и другие.
Шли века, шла вперед жизнь и с ней культура и просвещение. Из бывших ясырок, казачек камышинных городков с саманными и глинобитными куренями, из страстных «кофейниц» - любительниц турецкого чёрного кофе с халвой, распивавших на рундуках низких станичных куреней, со временем появляются женщины высшего света - смуглолицые красавицы - первая графиня из казачьего рода Дарья Денисова, дочери графа Платова, львица петербургского высшего света, графиня А.П. Орлова-Денисова, фрейлины императриц: Себрякова, Ефремова, Жирова, Карпова и другие.
Многие, очень многие оканчивают высшие учебные заведения, университеты, различные высшие женские курсы. Но что характерно, это то, что образованные казачки, унаследовав от своих прабабок «ясырок» психологию восточной женщины, оставались весьма консервативны и верны заветам старины. Ей были чужды модные учения «народников» и революционные идеи английских суфражисток и различные модные, по духу времени, демократические книжные теории. По восточному, её идеалом был: Бог, семья и «домашность». Среди казачек-курсисток и вообще образованных мы не знаем революционерок типа «бабушки русской революции» - Брешко-Брешковской, а тем более террористок вроде: Веры Фигнер, Засулич, Коноплянкиной, Спиридоновой, Перовской и т. д.
На казачьей земле никогда не было крепостного права, «барщины», а посему среди них не было жестоких помещиц, истязательниц крестьян, известных по истории и литературе: «Людоедки-Салтычихи», истязательниц - Насти Минкиной, Марии Дуровой и т.д.
В стихотворении «Косарь», поэта Кольцова, молодой воронежский парень мечтал, как он поедет на Дон и добрая казачка хорошо заплатит ему за работу. И не только у Кольцова, во всех произведениях писателей и поэтов, тип казачки выведен весьма привлекательный. Какой прелестный облик терской казачки - Дарьянки в повести Л. Толстого «Казаки», а любящая мать-казачка в «Тарасе Бульбе» - Гоголя, Мария Кочубей в «Полтаве» Пушкина, а также в произведениях: Тараса Шевченко, Данилевского, Мордовцева, Короленко и других. Даже «амператрицы» - жены «мужицкого царя» - Емельяна Пугачева: Устинья Кузнецова, Софья Недюжина, их «фрейлина» - Прасковья Ивановна в своей непосредственной, наивной простоте, располагают к себе читателя.
Казачки, потомки азовских, наурских, моздокских героинь, остались такими же героинями в годы жестокой гражданской войны 1917-1920 г. Ряд героинь-участниц Степного, Корниловского, Уральского, Кубанского и др. походов. Партизанки: Чернецова, Галаева. В самые тяжёлые времена казачьей героической борьбы, когда всё мужское население было на фронте, казачки как и в старину, одни вели всю домашность, одновременно обслуживали фронт, сопровождали обозы с фуражом, снарядами, продуктами, а с фронта возили раненых и убитых в станицы. Были сестрами милосердия в станичных больницах и на фронте, сражались с оружием в руках наравне с казаками, отбивая свои станицы от красных. Казачки Кривянской станицы с вилами и топорами участвовали во взятии Новочеркасска в 1918 году.
Ещё большую стойкость и героизм проявили они в жестокие годы раскулачивания казаков, известны были тогда «бабьи бунты» против коллективизации. Если несколько жен декабристов воспеты были Некрасовым за то, что они последовали за мужьями в Сибирь, то теперь сотни тысяч казачек последовали со своими мужьями в «гиблые места»: Нарым, Соловки, Сибирь... на верную смерть.
В произведениях писателей: П.Н. Краснова, М.А. Шолохова, Ф.Д. Крюкова и др. мы находим прекрасные образы героинь-казачек.
И если тургеневские женщины были способны на жертву личной её жизни, то «красновская» казачка была способна не задумываясь идти на большой подвиг во имя родины.
К выдающимся именам, ранее упомянутых, прибавим следующие имена:
известная художница Е.В. Краснушкина, А.И. Менделеева /урожденная Попова/, артистки государственных театров: Е.П. Пашутина, Л.И. Елисеева, О.В. Суровецкая, балерины: Т. Степанова, 0,М. Смирнова, М.П. Филиппова, В,Я. Еланская / Поначевная/, «Звезда Голливуда» - Н. Цыганкова, поэтессы; А.И. Себрякова, М.И. Тушканова, Таисия Боженова, Мария Волкова, В.Г. Каргальская и др. Профессор Л.И. Косоногова и её сестра, выдающийся хирург М.И. Косоногова, писательницы: Л.К. Потанина, О.В. Омельченко и другие, наконец, единственная в своём роде О.Г. Каргина - депутатка всех войсковых кругов эпохи Каледина, и единственный случай в истории парламента, и кавалер ордена Св. Георгия в Великую войну, кубанская казачка, сестра милосердия - Римма Иванова.
В советском «раю» и в эмиграции казачка осталась верна себе, воспитав, вырастив и сохранив своих детей, несмотря на тяжкие условия жизни, верующими в Бога и в любви к Родине.