| Вернуться на исходную страницу

ВЕСТИ

Официальный сайт ЕОКО "Исетская Линия" Пятый отдел Оренбургского Казачьего Войска (ОВКО) ОГРН 1106600004180 ГРКО 300970022

Возрождая традицию гербовладения

Возрождая традицию гербовладения

Российское казачество - исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу. За многовековую историю у казаков появилось много добрых традиций, в том числе – гербовладение.

Гербовладение - давняя традиция казаков, проявивших управленческие таланты на военной и/или гражданской службе. К примеру, Гетман Богдан Хмельницкий имел право на герб Пилава (получил этот герб от польского короля Владислава IV Вазы за военные заслуги), Гетман Пётр Дорошенко имел право на герб Сас (получил этот герб от польского короля Йонуша Казимира). Аналогичная традиция имела место и в Московском (Российском) государстве , в связи с чем, при вхождении в состав Московского (Российского) государства, права казаков на гербовладение были подтверждены в числе прочих прав .

Герб атамана Платова
Герб атамана Платова

По вхождении в Московского (Российского) государства, казаки активно интегрировались в состав управленческих кадров на военной и/или гражданской службе обретенного отечества и получали родовые гербы в порядке и на основаниях предусмотренных законодательством Российской Империи, к примеру известный всем казачий род героя Отечественной войны 1812 года Матвея Ивановича Платова, проявившего себя в качестве эффективного командира казачьими полками Войска Донского.

Герб, будучи продуктом сословного общества, после отказа представителей династии Романовых от прав на престол и преобразовании Российской Империи в республику перестал использоваться в связи ликвидацией сословий и их привилегий, в первую очередь в связи с неверной интерпретацией его значения.

Само по себе владение гербом не представляло никаких сословных привилегий, многие представители привилегированного сословия вообще этот визуальный атрибут, свидетельствующие об определенных управленческих навыках, не приобретали. Ликвидация сословных прав не повлекла запрет на использование герба, наоборот, расширила круг пользователей герба на лиц достигших определённых высот управления на военном и/или гражданском поприще.

Современный (не содержащий сословных атрибутов) герб атамана Роготнева
Современный (не содержащий сословных атрибутов) герб атамана Роготнева

Однако, представляется необходимым сказать, что при составлении гербов необходимо отказаться от использования элементов, прямо определяемых законодательством страны предшественника традиции как сословных, например: «дворянский шлем», «баронская корона» и пр. Также представляется недопустимым использование на территории Российской Федерации (как и других государств имеющих республиканскую форму правления) в качестве родовых гербов, гербы, содержащие сословные атрибуты страны предшественника традиции, в том числе потомками дворян, которые, впрочем, вправе пользоваться аллюзиями на родовые гербы (гербами без сословных атрибутов), что должно приветствоваться.

С учётом изложенного, представляется крайне важным возрождения традиционного права гербовладения в казачьем обществе, поскольку в своём устройстве оно наиболее близко ко времени появления указанной традиции, а также своей целью и предметом своего существования ставит возрождение в современной правовой среде своих традиций и находит в этом вопросе интерес и поддержку современного российского государства .

Отходя от историко-правовой природы вопроса, стоит сказать, что Родовой Герб для казака — это не просто фамильный знак, а живой символ его принадлежности к воинскому братству, хранитель семейной чести и проводник традиций. Он воплощает три ключевые ценности казачьей культуры: память предков, служебное достоинство и православную духовность.

Родовой герб является носителем казачьей идентичности, выполняет социальные, духовные, защитные функции.

Как носитель казачьей идентичности, выступает:

А) в качестве визуального кода казачьей социокультурной общности:

Б) в качестве символа верности традициям, - через элементы герба отражающие казачий этос:

К примеру, герб донского рода Грековых включал дикого вепря — символ упорства в защите рубежей.

Социальные функции герба:

А) Является инструментом самоорганизации

Б) Служит механизмом передачи ценностей

Духовные функции герба:

А) Сакральная защита. Казаки верили, что герб:

Б) Христианские мотивы

80% исторических казачьих гербов включают:

Защитные функции герба в современный период:

А) Противодействие ассимиляции

Б) Противодействие пропаганде бездуховности

В конце статьи стоит отметить и появление первого опыта в казачьих обществах, связанного с возрождением традиции гербовладения. Так, в уставе Хутора Екатерининского закреплено право казаков на родовой герб, который после утверждения кругом общества, подлежит включению в Хуторской Родословец. В настоящее время в хуторе ведется работа по разработке методических рекомендаций казакам по составлению личных (родовых) гербов.

*Автор статьи: хутор Екатерининский

Российское казачество - исторически сложившаяся на основе взаимодействия русского народа и других народов России социокультурная общность, сформированная в ходе многовекового служения казаков Российскому государству и обществу. За многовековую историю у казаков появилось много добрых традиций, в том числе – гербовладение.

Гербовладение - давняя традиция казаков, проявивших управленческие таланты на военной и/или гражданской службе. К примеру, Гетман Богдан Хмельницкий имел право на герб Пилава (получил этот герб от польского короля Владислава IV Вазы за военные заслуги), Гетман Пётр Дорошенко имел право на герб Сас (получил этот герб от польского короля Йонуша Казимира). Аналогичная традиция имела место и в Московском (Российском) государстве , в связи с чем, при вхождении в состав Московского (Российского) государства, права казаков на гербовладение были подтверждены в числе прочих прав .

Герб атамана Платова
Герб атамана Платова

По вхождении в Московского (Российского) государства, казаки активно интегрировались в состав управленческих кадров на военной и/или гражданской службе обретенного отечества и получали родовые гербы в порядке и на основаниях предусмотренных законодательством Российской Империи, к примеру известный всем казачий род героя Отечественной войны 1812 года Матвея Ивановича Платова, проявившего себя в качестве эффективного командира казачьими полками Войска Донского.

Герб, будучи продуктом сословного общества, после отказа представителей династии Романовых от прав на престол и преобразовании Российской Империи в республику перестал использоваться в связи ликвидацией сословий и их привилегий, в первую очередь в связи с неверной интерпретацией его значения.

Само по себе владение гербом не представляло никаких сословных привилегий, многие представители привилегированного сословия вообще этот визуальный атрибут, свидетельствующие об определенных управленческих навыках, не приобретали. Ликвидация сословных прав не повлекла запрет на использование герба, наоборот, расширила круг пользователей герба на лиц достигших определённых высот управления на военном и/или гражданском поприще.

Современный (не содержащий сословных атрибутов) герб атамана Роготнева
Современный (не содержащий сословных атрибутов) герб атамана Роготнева

Однако, представляется необходимым сказать, что при составлении гербов необходимо отказаться от использования элементов, прямо определяемых законодательством страны предшественника традиции как сословных, например: «дворянский шлем», «баронская корона» и пр. Также представляется недопустимым использование на территории Российской Федерации (как и других государств имеющих республиканскую форму правления) в качестве родовых гербов, гербы, содержащие сословные атрибуты страны предшественника традиции, в том числе потомками дворян, которые, впрочем, вправе пользоваться аллюзиями на родовые гербы (гербами без сословных атрибутов), что должно приветствоваться.

С учётом изложенного, представляется крайне важным возрождения традиционного права гербовладения в казачьем обществе, поскольку в своём устройстве оно наиболее близко ко времени появления указанной традиции, а также своей целью и предметом своего существования ставит возрождение в современной правовой среде своих традиций и находит в этом вопросе интерес и поддержку современного российского государства .

Отходя от историко-правовой природы вопроса, стоит сказать, что Родовой Герб для казака — это не просто фамильный знак, а живой символ его принадлежности к воинскому братству, хранитель семейной чести и проводник традиций. Он воплощает три ключевые ценности казачьей культуры: память предков, служебное достоинство и православную духовность.

Родовой герб является носителем казачьей идентичности, выполняет социальные, духовные, защитные функции.

Как носитель казачьей идентичности, выступает:

А) в качестве визуального кода казачьей социокультурной общности:

Б) в качестве символа верности традициям, - через элементы герба отражающие казачий этос:

К примеру, герб донского рода Грековых включал дикого вепря — символ упорства в защите рубежей.

Социальные функции герба:

А) Является инструментом самоорганизации

Б) Служит механизмом передачи ценностей

Духовные функции герба:

А) Сакральная защита. Казаки верили, что герб:

Б) Христианские мотивы

80% исторических казачьих гербов включают:

Защитные функции герба в современный период:

А) Противодействие ассимиляции

Б) Противодействие пропаганде бездуховности

В конце статьи стоит отметить и появление первого опыта в казачьих обществах, связанного с возрождением традиции гербовладения. Так, в уставе Хутора Екатерининского закреплено право казаков на родовой герб, который после утверждения кругом общества, подлежит включению в Хуторской Родословец. В настоящее время в хуторе ведется работа по разработке методических рекомендаций казакам по составлению личных (родовых) гербов.

*Автор статьи: хутор Екатерининский


Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел ВЕСТИ


| Вернуться на исходную страницу